Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Денисова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Владимирского областного суда от 9 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года по административному делу N 3а-49/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 об определении срока назначения выборов главы муниципального образования города Собинка Собинского района Владимирской области.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, объяснения по доводам кассационной жалобы административного истица ФИО1, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителей административных ответчиков Совета народных депутатов муниципального образования город Собинка Владимирской области по доверенности Макшанцевой Н.В, председателя Территориальной избирательной комиссии Собинского района Владимирской области Трусова О.В, участвовавших в судебном заседании суда кассационной инстанции посредством видео-конференц-связи, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Санину О.В, полгавшую судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об определении срока назначения выборов главы муниципального образования город Собинка Собинского района Владимирской области.
В обосновании заявленных требований указал, что решением Совета народных депутатов города Собинка Владимирской области от 25 октября 2023 года N 82/12 досрочно прекращены полномочия главы муниципального образования город Собинка ФИО7 по собственному желанию. Ссылаясь на положения статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" административный истец полагает, что территориальная избирательная комиссия Собинского района должна назначить досрочные выборы главы муниципального образования город Собинка на 17 марта 2024 года. Право уполномоченного органа назначить выборы главы города Собинка возникло 25 октября 2023 года, однако досрочные выборы не назначены, что, по мнению ФИО1, зарегистрированного и проживающего на территории муниципального образования города Собинка Владимирской области, препятствует в реализации его избирательных прав.
Решением Владимирского областного суда от 9 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 8 мая 2024 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, неверное применение норм материального и процессуального права; приводит доводы об ошибочности выводов судов о невозможности назначения и проведения досрочных выборов.
Возражений относительно доводов кассационной жалобы в суд не представлено.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело при состоявшейся явке.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Федеральным законом от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" определено, что в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 приведенного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 5 статьи 3).
В силу статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (часть 1). Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом (часть 2).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Пункт 8 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ определяет, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования выборы главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, проводятся в сроки, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Статья 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в пункте 1 устанавливает, что выборы указанных в пункте 1 статьи 8 приведенного Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
Согласно пункту 4 приведенной статьи в период, который начинается за пять месяцев до предусмотренного пунктом 3 названной статьи дня голосования и заканчивается через месяц после указанного дня голосования, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть проведены в иной день, кроме указанного дня голосования, и назначаются на указанный день с учетом положений, предусмотренных пунктами 6 - 9 настоящей статьи.
Исходя из пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 названной статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования (пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 данной статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 7 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов (пункт 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 8 настоящей статьи срок выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (соответственно уровню выборов) обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных статьями 22, 23 и 29 настоящего Федерального закона, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией (пункт 9 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, разграничение полномочий между органами местного самоуправления (за исключением случаев приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, а также изменения полномочий, срока полномочий, порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования, а в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 статьи 35 настоящего Федерального закона - после истечения срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 7 февраля 2012 года N 275-О-О, проведение выборов главы муниципального образования населением обязательно во всех случаях, когда решение об указанном изменении порядка избрания главы муниципального образования вступает в силу не ранее даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении очередных или досрочных выборов главы муниципального образования.
Из материалов дела следует, что постановлением главы муниципального образования город Собинка от 25 октября 2023 года N 670 в связи с отставкой по собственному желанию прекращены досрочно полномочия главы муниципального образования город Собинка ФИО7
Решением Совета народных депутатов города Собинки от 25 октября 2023 года N 82/12 данная информация принята к сведению, назначен временно исполняющий обязанности главы муниципального образования города Собинка (л.д. 40).
Решением Собинского городского Совета народных депутатов от 24 августа 2005 года N 77/11 утверждён Устав муниципального образования город Собинка.
Пункт 3 статьи 28 Устава муниципального образования город Собинка (в редакции решения Совета народных депутатов города Собинки от 25 января 2017 года N 4/1) предусматривал, что глава города избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Владимирской области, настоящим Уставом и возглавляет администрацию муниципального образования.
Решением Совета народных депутатов города Собинки от 20 декабря 2023 года N 97/16 внесены изменения в статью 28 Устава муниципального образования город Собинка, которыми предусмотрено, что глава города Собинки избирается Советом народных депутатов из своего состава открытым голосованием большинством голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов. Глава города Собинки осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Исполняет полномочия председателя Совета народных депутатов города Собинки.
Пунктом 3 данного решения Совета народных депутатов города Собинки от 20 декабря 2023 года N 97/16 определено, что оно вступает в силу после государственной регистрации и официального опубликования в газете "Голос Собинки".
Решение Совета народных депутатов города Собинки от 20 декабря 2023 года N 97/16 зарегистрировано в Государственном реестре уставов муниципальных образований 27 декабря 2023 года с присвоением номера государственной регистрации RU335151022023003, что подтверждается письмом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области и опубликовано в газете "Голос Собинки" N 15 (99) от 28 декабря 2023 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований по настоящему административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения настоящего дела действующим Уставом муниципального образования город Собинка не предусмотрена возможность определения кандидатуры главы муниципального образования путём проведения муниципальных выборов.
При этом, суд указал, что исходя из приведенных положений действующего законодательства в их взаимосвязи, ввиду досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования город Собинка, досрочные выборы главы муниципального образования город Собинка должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы города, исчисляемого с 25 октября 2023 года, то есть не позднее 7 апреля 2024 года.
В свою очередь, Совет народных депутатов города Собинки был бы вправе назначить досрочные выборы главы муниципального образования города Собинка до 17 января 2024 года, но не ранее 7 января 2024 года, а в случае неисполнения указанной обязанности досрочные выборы должны быть назначены до 27 января 2024 года территориальной избирательной комиссией Собинского района.
Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции и соглашаясь с его выводами, указал, что после прекращения полномочий главы муниципального образования город Собинка 25 октября 2023 года, согласно вступившим в силу положениям статьи 28 Устава муниципального образования город Собинка от 20 декабря 2023 года, изменяется порядок избрания главы муниципального образования город Собинка, и вместо муниципальных выборов, как это было предусмотрено положениями Устава в прежней редакции, глава муниципального образования будет избираться Советом народных депутатов из своего состава.
В связи с тем, что изменения в Устав муниципального образования вступили в законную силу 28 декабря 2023 года, то есть до наступления даты, начиная с которой представительный орган был вправе принимать решение о назначении досрочных выборов (не ранее января 2024 года), обязанность проведения выборов главы муниципального образования, отсутствует.
С учетом изложенного, оценив доказательства, представленные сторонами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив доводы лиц, участвующих в деле, на соответствие фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой изложенные в судебном решении и апелляционном определении выводы не опровергает.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владимирского областного суда от 9 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.