Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Денисова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Московская чайная фабрика" на решение Московского городского суда от 28 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2024 года по административному делу N 3а-5299/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Московская чайная фабрика" о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" о пересчете кадастровой стоимости.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, пояснения по доводам кассационной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Московская чайная фабрика" по доверенности Никульниковой Т.П, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" по доверенности Кириченко Л.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Московская чайная фабрика" (далее - ООО "Московская чайная фабрика", административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании решения о перерасчёте кадастровой стоимости государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей" (далее - ГБУ "Центр имущественных платежей") от 15 февраля 2023 года N 74/33 незаконным; признании действий ГБУ "Центр имущественных платежей" по нерассмотрению по существу заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N вследствие некорректного отнесения объекта недвижимости к подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)", группе 6 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий" оценочного зонирования на дату определения 1 января 2018 года незаконными; обязании пересмотреть кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указало, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 18 485 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". При определении кадастровой стоимости нежилого здания на 1 января 2018 года оно отнесено к группе 6 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)", тогда как нежилое здание по состоянию на 1 января 2018 года фактически использовалось для организации технологических процессов телевидения RT Russia Today, что подтверждается договором аренды N АР/Н-4 от 27 июня 2012 года, в соответствии с которым помещения, общей площадью 18 321, 7 кв.м, использовались в целях организации деятельности телерадиовещания, размещения телерадиокомплекса и работников АНО "ТВ-Новости".
Таким образом, здание с кадастровым номером N некорректно отнесено к группе оценочного зонирования на дату определения 1 января 2018 года и к нему применена неверная формула расчет кадастровой стоимости объекта.
Решением Московского городского суда от 28 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 13 мая 2024 года, ООО "Московская чайная фабрика" ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, ненадлежащую правовую оценку представленных доказательств, неверное применение норм материального и процессуального права.
По мнению административного истца, отнесение помещений общей площадью 5, 97% от общей площади здания к объектам общественного питания привело к незаконному повышению кадастровой стоимости здания, поскольку в данных помещениях не оказываются услуги общественного питания, а используются для организации питания работников АНО "ТВ-Новости".
Считает, что Акт обследования фактического использования здания N от 18 января 2018 года, в соответствии с которым спорное здание фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, должен быть принят в качестве относимого и допустимого доказательства, подтверждающего неправомерность отнесения здания к подгруппе оценочного зонирования 6.1.
В том числе, о правомерности отнесения нежилого здания к оценочной группе 6, подгруппе 6.1 не могут свидетельствовать сведения о виде разрешенного использования земельных участков N и N, поскольку он является смешанным и обладает признаками множественности.
Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, административным ответчиком представлены возражения об их необоснованности и законности постановленных судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) установилвнесудебную процедуру оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (положения статей 20, 21, 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ), в том числе путем рассмотрения бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно пунктам 23, 24 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. В случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости (пункты 1 и 2 части 2 названной статьи).
Пункт 13 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает, что при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Московская чайная фабрика" является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 18 485 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 утверждена кадастровая стоимость указанного нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 года в размере 1 317 697 309 рублей 80 копеек.
Полагая установленную кадастровую стоимостью объекта недвижимости неправильной, административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N, а также с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.30 января 2023 года административным ответчиком даны разъяснения, согласно которым спорное нежилое здание отнесено к группе 6 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)".
Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 15 февраля 2023 года N 74/33 о перерасчете кадастровой стоимости в связи с выявлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N на основании информации, предоставленной государственным бюджетным учреждением города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН"), пересчитана с применением коэффициента экспликации 1, 0169894178 и определена в размере 1 329 500 167 рублей 15 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
По состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки в рамках Федерального закона N 237-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" введены в действие соответствующие Методические указания (далее - Методические указания), определяющие правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков и предназначенные для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 237-ФЗ.
В силу пункта 1.2 Методических указаний в случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 4 июня 2019 года N 318 "Об утверждении порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы" для целей Методических указаний под видом использования понимается такое фактическое использование объекта недвижимости.
В иных случаях под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1.3 данных Методических указаний при определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется индивидуально в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 8.1 Методических указаний. Применение методов массовой оценки предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.
В соответствии с пунктами 9.1. и 9.2 Методических указаний для целей определения кадастровой стоимости объекты недвижимости, подлежащие оценке, могут быть объединены в группы (подгруппы) на основе сегментации объектов недвижимости. Группировка объектов недвижимости должна ориентироваться на сложившиеся сегменты рынка недвижимости и быть основана на результатах анализа информации о рынке объектов недвижимости, модели оценки кадастровой стоимости, составе ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов недвижимости для каждого исследуемого объекта недвижимости. Не допускается отнесение одного объекта недвижимости к двум и более группам (подгруппам).
Пунктом 1.8 Методических указаний в редакции, действующей на дату проведения оценки, установлено, что при определении кадастровой стоимости объект недвижимости оценивается исходя из допущения о продолжении сложившегося фактического использования такого объекта недвижимости. В случае если имеются документы, подтверждающие невозможность продолжения фактического использования объекта недвижимости, такой объект оценивается в индивидуальном порядке на основе его наиболее эффективного использования.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2018 года определена путем его отнесения к оценочной группе 6 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)" с применением метода статистического (регрессионного) моделирования.
Описание методологии и процесса оценки приведено в разделе 3.7.6.1 Тома 2 Отчета 1/2018 "Об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы по состоянию на 1 января 2018 года".
В расчетах использована экспоненциальная модель, учитывающая Коэффициент экспликации 1, 007317559 исходя из данных о составе видов фактического использования объекта на основании письма Департамента экономической политики и развития города Москвы от 19 апреля 2018 года, что соответствует требованиям вышеприведенных норм Методических указаний.
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона N 237-ФЗ бюджетное учреждение вправе запросить недостающую информацию, необходимую для определения кадастровой стоимости, у органов и организаций, в распоряжении которых имеется такая информация.
Актом ГБУ "МКМЦН" о фактическом использовании объекта для целей государственной кадастровой оценки N ГКО от 30 января 2023 года зафиксировано, что 94, 03% от общей площади здания используются для размещения офисов, 5, 97% - объектов общественного питания.
ГБУ "Центр имущественных платежей", принимая решение от 15 февраля 2023 года, указал на наличие ошибки при определении кадастровой стоимости, в связи с чем на основании информации, предоставленной ГБУ "МКМЦН", пересчитал кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N с применением коэффициента экспликации 1, 0169894178 и определилв размере 1 329 500 167 рублей 15 копеек.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке", суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что при расчете кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости были учтены виды фактического использования, а также доли площади соответствующего функционального использования здания, а потому он правомерно включен в оценочную группу 6 "Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий", подгруппу 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)"; доказательств, свидетельствующих о необходимости отнесения объекта недвижимости с кадастровым номером N к иной оценочной группе, а также о неправомерности пересчета кадастровой стоимости, материалы дела не содержат.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличие оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов обоснованными, основанными на обстоятельствах дела, подтвержденными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах с приведением соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Обжалуемые судебные акты вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 28 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Московская чайная фабрика" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.