Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Репиной Е.В, Матина А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 на решение Тверского районного суда г. Москвы от 31 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 ноября 2023 года, по административному делу N 2а-195/2023 по административному иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы о признании решения об утверждении проектной документации незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения ФИО1, представителя Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Морозовой Э.Е, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы о признании решения об утверждении проектной документации на участке "адрес", дублёр напротив домов N незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в проектную документацию.
Требования мотивированы тем, что по результатам рассмотрения обращения в ГКУ г. Москвы - ЦОДД Правительства Москвы был дан ответ от 23 августа 2022 года, из которого стало известно, что на дублёре "адрес" напротив домов N в соответствии с утвержденной протоколом от 22 мая 2020 года проектной документацией установлены знаки 3.27 "Остановка запрещена" с дополнительной информационной табличкой (8.2.5) "Зона действия" и 8.24 "Работает эвакуатор". При этом одновременно на указанном участке дороги нанесена разметка 1.1 для парковочных мест. Знаков, предусматривающих парковку на указанном участке, проектной документацией не предусмотрено. Поскольку проектной документацией не предусмотрена установка знака 6.4 "Парковка", а нанесенная разметка 1.1 противоречит знакам 3.27 "Остановка запрещена", истцы, полагая свои права нарушенными, обратились в суд.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 31 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Московского городского суда от 27 ноября 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 мая 2024 года, заявители просят об отмене решения и апелляционного определения, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Приводят доводы о несоответствии утвержденного проекта законодательству РФ. Не согласны с выводами суда о пропуске срока обращения в суд, поскольку информация о наличии утвержденного решения ими получена 23 августа 2022 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Действия уполномоченных органов, связанные с организацией дорожного движения, в том числе, по установке технических средств организации дорожного движения, включая дорожные знаки и ограждения, могут быть предметом судебного контроля (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 443-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся: организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары.
Статьёй 16 Федерального закона N 443-ФЗ предусмотрено, что документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии), долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (часть 7 статьи 17 Федерального закона N 443-ФЗ).
Частью 1 статьи 18 Закона N 443-ФЗ установлено, что проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи.
Правила подготовки документации по организации дорожного движения утверждены Приказом Минтранса России от 26.12.2018 N 480 (далее - Правила).
Проекты организации дорожного движения должны содержать информацию, включающую 1) анализ существующей дорожно-транспортной ситуации; 2) проектные решения по организации дорожного движения; 3) расчет объемов строительно-монтажных работ; 4) оценку эффективности решений по организации дорожного движения (пункт 51 Правил).
Анализ существующей дорожно-транспортной ситуации должен включать, в том числе, анализ существующей организации движения транспортных средств и пешеходов на территории, в отношении которой осуществляется разработка проекта организации дорожного движения, анализ размещения и состояния существующих технических средств организации дорожного движения (пункт 52 Правил).
Давая оценку решению административного ответчика, суды установили, что на основании протокола заседания Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств на улично-дорожной сети г. Москвы заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы утвержден проект организации дорожного движения от 22 мая 2020 года. На заседании комиссии дано положительное заключение по проектной документации ПОДД по объекту "адрес", в состав которого вошла, и расстановка ТСОДД по указанному адресу, принято решение об установке и размещении технических средств организации дорожного движения, выполнении нанесения дорожной разметки в соответствии с ГОСТ Р52289-2004 и ГОСТ Р 51256-2011.
В настоящее время дорожное движение, включая расстановку ТСОДД, а именно дорожные знаки 3.27 "остановка запрещена" и 8.2.5 "зона действия", 8.2.4 "работает эвакуатор", расположенные по адресу "адрес" установлены в точном соответствии с утвержденной документацией.
На обращение ФИО1 по вопросу организации дорожного движения в районе "адрес" дан ответ от 23 августа 2022 года ГКУ г. Москвы - ЦОДД Правительства Москвы, согласно которому проект организации дорожного движения на "адрес", утвержденный на заседании Межведомственной комиссии от 22 мая 2020 года N, предусматривает установку дорожных знаков 3.27 "Остановка запрещена" со знаками дополнительной информации (табличками) 8.2.5 "Зона действия" и 8.24 "Работает эвакуатор" и демаркировку дорожной разметки 1.1 возле вентиляционных шахт метрополитена, в районе домов N по "адрес".
Нарушение своих прав административные истцы связывают с отсутствием в проектной документации сведений об установке знака 6.4 "Парковка" на участке "адрес", дублер, напротив домов N, наличие разметки 1.1, противоречащей знакам 3.27, установленным на спорном участке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в отношении дороги на участке "адрес", дублер, напротив домов N, в установленном законом порядке утвержден проект организации дорожного движения, который не предусматривает размещение знака 6.4 "Парковка", само по себе обращение заинтересованных лиц не является основанием для принятия соответствующего решения, в связи с чем, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого проекта незаконным.
Вопреки доводам кассационной жалобы из материалов дела следует, что проект организации дорожного движения от 22 мая 2020 года по форме и содержанию соответствует разделу VII "Требования по оформлению ПОДД" Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 480 (действующего на момент утверждения решения). Объем исходной информации для разработки Проекта организации дорожного движения определен исходя из существующей дорожно-транспортной ситуации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не указывают на допущенные судами нарушения норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о неверных выводах судов о пропуске срока обращения в суд, не могут являться основанием к отмене по существу правильных судебных актов.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 31 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.