Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 20 марта 2024 года по административному делу N 2а-154/2024 по административному исковому заявлению прокурора Московского района г. Твери в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Твери, Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя администрации города Твери по доверенности Никитиной Е.Б, поддержавшей кассационную жалобу, возражения представителя прокуратуры Вдовичева Ю.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Московского района города Твери обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации города Твери, Департаменту дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери (далее по тексту - Департамент), в котором просил:
- признать незаконным бездействие администрации города Твери и Департамента, выразившееся в непринятии мер по проведению паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения города Твери, расположенной по адресу: г. Тверь, Московское шоссе, протяжённостью 9, 1 км;
- обязать Департамент в срок до 01 сентября 2025 года с момента выделения финансирования выполнить мероприятия по проведению паспортизации названной автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015;
- возложить на администрацию города Твери обязанность в срок до 01 июня 2025 года обеспечить Департамент финансированием в объёме, необходимом для проведения мероприятий по проведению паспортизации данной автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2105.
Требования мотивированы тем, что ГОСТ 33388-2015 введён в действие с 08 сентября 2016 года, однако технический паспорт на автомобильную дорогу отсутствует, что свидетельствует о длительном бездействии административных ответчиков.
Решением Центрального районного суда города Твери от 22 января 2024 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 20 марта 2024 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым, административное исковое заявление прокурора удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации города Твери и Департамента, выразившееся в непринятии мер по проведению паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Московское шоссе, город Тверь, протяжённостью 9010 м, идентификационный номер 28 401 370 ОПМГ 0842.
На администрацию города Твери и Департамент в пределах предоставленных каждому из них полномочий возложена обязанность в течение двух лег со дня вступления апелляционного определения в законную силу организовать мероприятия по паспортизации указанной автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015.
В кассационной жалобе администрации города Твери ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 27 мая 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Статьёй 3 названного Федерального закона определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6). Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автодороги федерального, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автодороги (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
С учётом положений пункта 6 части 1 статьи 13, пункта 7 статьи 3, части 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ, а также пункта 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 5 части 1 статьи 15, пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 40 статьи 41 Устава города Твери, утверждённого решением Тверской городской Думы от 23 января 2019 года N 2 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения города Твери обеспечивается администрацией города Твери.
Вопросы по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Твери и обеспечению безопасности дорожного движения на них, в том числе путём содержания дорог в соответствии с пунктами 1.1, 2.2.1, 3.1.10 Положения о Департаменте дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, утверждённого постановлением администрации города Твери N 8 от 12 января 2018 года, разрешаются названным Департаментом.
Паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в прочие работы по содержанию (подпункт 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402) и выполняется в порядке, предусмотренном ГОСТ 33388-2015, введённым в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 года N 1004-ст (далее по тексту - ГОСТ 33388-2015).
Согласно пункту 4.2.1 ГОСТ 33388-2015 паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учёта, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяжённости, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учёта дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сечи.
Техническому учёту и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги (пункт 4.2.2 ГОСТ 33388-2015).
Различают первичный, повторный и текущий технический учёт и паспортизацию автомобильных дорог. Первичный технический учёт проводится на вновь построенных, реконструированных и введённых в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов. Текущий технический учёт производится ежегодно по специальной программе, которая составляется по результатам анализа информации существующего технического паспорта дороги с обоснованием необходимости измерения отдельных переменных параметров дороги (прочность, ровность, сцепные качества покрытия и т.п.). По данным текущего учёта один раз в год по состоянию на 1 января вносят изменения в паспорт дороги (пункт 4.2.3 ГОСТ 33388-2015).
Работы по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог должны выполняться специализированными организациями, оснащёнными передвижными лабораториями, приборами и оборудованием (пункт 4.2.6 ГОСТ 33388-2015.
Как следует из материалов дела и установлено судом, автомобильная дорога общего пользования местного значения муниципального образования город Тверь "Шоссе Московское", идентификационный помер 28 401 370 ОП МГ 0842, категория N 2, тин покрытия - асфальтобетон, протяжённостью 9010 м, включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Тверь, утверждённый постановлением Главы администрации города Твери от 28 января 2010 года N 116 (пункт 933).
Технический паспорт названной автомобильной дороги отсутствует.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в нарушение требований статей 174, 177, 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, резолютивная часть решения суда от 22 января 2024 года не соответствует содержанию резолютивной части мотивированного решения, что является безусловным основанием к отмене судебного акта.
Удовлетворяя требования прокурора, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, установив факт невыполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности, нарушение положений ГОСТа 33388-2015, выразившегося в отсутствии технического паспорта автомобильной дороге общего пользования местного значения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, пришел к выводу о незаконным бездействии административного ответчика и наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом судебном акте.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отсутствие финансовой возможности в исполнении таких требований в результате недостаточности финансирования, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения с их финансовыми возможностями.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда апелляционной инстанции, по существу, повторяют позицию административного ответчика, изложенную при рассмотрении дела в судах обеих инстанций, направлены на иную правовую оценку обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судом апелляционной инстанции по настоящему делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам тверского областного суда от 20 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.