Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Матина А.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности - Фирсова А.М. на решение Ржевского городского суда Тверской области от 12 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 6 марта 2024 года, по административному делу N 2а-957/2023 по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Тверской области о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение, обязании устранить допущенные нарушения закона, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения представителя ФИО1 - Фирсова А.М, представителя Управления Росреестра по Тверской области Васильевой Н.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
23 марта 2023 года ФИО1 обратился с заявлением в Управление Росреестра по Тверской области о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на сооружение - систему наружного газоснабжения теплогенераторного здания автомойки, расположенного по адресу: "адрес".
Уведомлением от 4 апреля 2023 года N N государственная регистрация приостановлена и предложено представить, в том числе, акт приемки законченного строительством объекта сети газоснабжения, правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером N.
Уведомлением от 26 апреля 2023 года N N в осуществлении государственной регистрации права отказано, ввиду неустранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
ФИО1, от имени которого действовал представитель по доверенности ФИО8, обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Тверской области в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение - систему наружного газоснабжения теплогенераторного здания автомойки, расположенного по адресу: "адрес", изложенный в уведомлении от 30 июня 2023 года N, обязании произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ФИО1 на указанное сооружение.
Считает данный отказ незаконным, поскольку по заключению кадастрового инженера сооружение - система наружного газоснабжения теплогенераторного здания автомойки, представляет собой газопровод с рабочим давлением 0, 3 Мпа (подземный линейный объект). В соответствии с п. 4.4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1.2 мегапаскаля включительно, не требуется. В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании: технического плана таких объектов недвижимости, правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости. Закон не устанавливает, что факт создания подземного газопровода с рабочим давлением 0, 3 Мпа должен подтверждаться исключительно актом приемки законченного строительства объекта сети газоснабжения. Соответственно, использование акта выполненных работ, составленного по форме N КС-2, законом было не запрещено.
Необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе, сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена в силу положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 90 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решением Ржевского городского суда Тверской области от 12 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 6 марта 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 23 апреля 2024 года, представитель ФИО1 - Фирсов А.М. просит об отмене состоявшихся судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неверную оценку представленных доказательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами по настоящему делу.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 4 ст. 1 закона N 218-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 1 закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 3 закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке (ч. 1 ст. 14 закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (ч.1 ст. 21 закона).
На основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Требования к уведомлению об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены также пунктом 71 Административного регламента.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что административным истцом на государственную регистрацию представлен не полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и постановке на кадастровый учет.
Суд указал, что государственный регистратор, при приостановлении регистрационно-учетных действий, обосновано исходил из необходимости указания и предоставления документа, подтверждающего факт создания объекта и его соответствие обязательным требованиям нормативных документов (в частности, акта приемки законченного строительством объекта сети газоснабжения), однако в нарушение п. 21.12 Требований в разделе "Исходные данные" технического плана отсутствовали сведения о документах, на основании которых подготовлен технический план, а также сведения (информация), подтверждающие факт создания, принадлежности объекта газоснабжения. При этом ппредставленный административным истцом в период приостановления государственного кадастрового учета и регистрации прав акт выполненных работ не восполняет необходимых требований.
Кроме того суд признал, что предоставление документов, подтверждающих право ФИО1 на размещение заявленного к государственному кадастровому учету и государственной регистрации права объекта недвижимости в пределах земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего ФИО12 является необходимым.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что спорный объект представляет собой линейное подземное сооружение протяженностью 115 м, имеющее надземные конструктивные элементы, а функциональное назначение газопровода определено и поименовано как "иное сооружение (система наружного газоснабжения теплогенераторной здания автомойки)", то есть как вспомогательное, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему зданию. Данных о самостоятельном хозяйственном назначении данного объекта технический план не содержит.
Из представленных документов не усматривается, что спорное сооружение было построено истцом или по его заказу, поскольку из акта приемки законченного строительством объекта от 08 декабря 2014 года, ФИО1 указан представителем заказчика, объектом строительства являлись несколько газопроводов различной протяженности и давления. На момент строительства газопровода ФИО1 не являлся собственником нежилого здания автомойки и владельцем земельного участка, на котором она расположена.
Вместе с тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
Пунктом 17 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
Исходя из установленных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", "ГОСТ Р 53865-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения" понятий, объектом недвижимости, входящим в Единую систему газоснабжения, может быть как имущественный комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения - газопроводы, разновидностью которых является наружный газопровод.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Пунктом 6 в указанный перечень включены газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1, 2 Мпа включительно, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Перечисленные в названном Постановлении Правительства РФ объекты строятся без получения разрешения на строительство в следующих случаях:
- линейный объект не является объектом капитального строительства, т.е. не соответствует характеристикам сооружения, предусмотренным ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (пп. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ);
- линейный объект предназначен для транспортировки природного газа под давлением до 1, 2 мегапаскаля включительно (пп. 4.4 п. 17 ст. 51 ГрК РФ);
- линейный объект является вспомогательным объектом капитального строительства (пп. 3 п. 17 ст. 51 ГрК РФ). К числу объектов капитального строительства вспомогательного использования могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства, создание таких объектов должно быть предусмотрено в проектной документации основного объекта капитального строительства, подобные объекты возводятся на одном земельном участке с основным объектом.
Согласно представленным в материалы дела документам, (технического плана сооружения от 22 марта 2023 года, подготовленного кадастровым инженером ГБУ "Центр кадастровой оценки" ФИО6) объект (система наружного газоснабжения теплогенераторного здания автомойки) входит в границы земельных участков с кадастровыми номерами N не полностью и частично расположен в пределах кадастрового квартала с кадастровым номером N. Данное сооружение является подземным, в том числе сооружением, созданным с применением технологии горизонтально-направленного бурения. Протяженность сооружения составляет 115 м. Рабочее давление газопровода составляет 0, 3 Мпа, разрешение на строительство указанного объекта не требуется.
Из акта разграничения балансовой принадлежности газопроводов и эксплуатационной ответственности сторон N от 23 декабря 2014 года описаны технические характеристики газопровода, находящегося на балансе ФИО1, подземный газопровод высокого, среднего и низкого давления.
Учитывая данные обстоятельства, судами не проверено соответствие спорного объекта действующим на момент строительства градостроительным нормам и правилам, не исследована проектная, техническая документация, указывающая на рабочее давление газопровода 0, 3 Мпа. В представленном техническом плане сведения о проектной документации отсутствуют.
Кроме того, выводы суда о том, что спорное сооружение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, является вспомогательным, выполняя обслуживающую функцию по отношению к соответствующему зданию, нельзя признать обоснованными.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Одним из критериев для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому такое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию, либо наличие связи с сетями инженерно-технического обеспечения, предназначенными для технологического присоединения объектов капитального строительства.
Суд апелляционной инстанции, указывая, что система газоснабжения теплогенераторного здания является объектом вспомогательного назначения, не выяснил, по отношению к какому именно основному объекту недвижимого имущества он выполняет вспомогательную функцию, предусмотрено ли размещение данного вспомогательного объекта проектной документацией на строительство основного объекта.
Без выяснения указанных обстоятельств вывод судов о правомерности отказа в государственной регистрации права собственности на спорное сооружение, является преждевременным.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить указанные выше вопросы, а также доводы административного истца о возможности применения к рассматриваемым правоотношениям п. 4.4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ввиду того, что система наружного газоснабжения теплогенераторного здания автомойки, представляет собой газопровод с рабочим давлением 0, 3 Мпа, с привлечением при необходимости специалиста; в зависимости от установленного определить, подлежало ли право на спорной объект государственной регистрации.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ржевского городского суда Тверской области от 12 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 6 марта 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ржевский городской суд Тверской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.