Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Бенуа Андрея Николаевича на решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 16 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 3 ноября 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-2203/2023 по административному исковому заявлению Бенуа Андрея Николаевича, Бенуа Натальи Леонидовны к УФСИН России по Ярославской области, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области о признании действий незаконными, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Бенуа Н.Л, Бенуа А.Н. обратились в суд с административным иском к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области о признании незаконными действий по распространению недостоверной информации о привлечении её к административной ответственности по статье 19.12 КоАП РФ за попытку передачи запрещенных предметов осужденному, компенсации морального вреда каждому из административных истцов.
В обоснование ссылались на то, что административными ответчиками в комнате ожидания свиданий ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области на информационном стенде была размещена информация о гражданах, привлеченных за передачу или попытку передачи запрещенных предметов осужденным и лицам, содержащимся под стражей за 1 полугодие 2020 года, где содержались сведения о привлечении Бенуа Н.Л. (она же - ФИО3) к административной ответственности по статье 19.12 КоАП РФ. Данная информация не соответствует действительности, поскольку постановление мирового судьи судебного участка N 21 г. Рыбинска Ярославской области от 14 мая 2020 года о привлечении ее административной ответственности по ст. 19.12 КоАП РФ решением Рыбинского городского суда 15 июля 2020 года отменено и производство по делу прекращено за отсутствием ее действиях состава административного правонарушения.
В результате действий административных истцов были нарушены права Бенуа Н.Л, её персональные данные и информация несоответствующая действительности, были незаконно переданы сотрудникам УФСИН России по Ярославской области, которые, в свою очередь, составили документы, указав в них персональные данные Бенуа Н.Л. и информацию о Бенуа Н.Л, не соответствующую действительности. Эти сведения были незаконно распространены в местах общего пользования исправительных учреждений Ярославской области - на информационных стендах и папках информации в комнатах приема передач, комнатах ожидания свиданий, комнатах длительных свиданий, что причинило моральный вред административному истцу Бенуа Н.Л, так и её супругу Бенуа А.Н, который видел указанную информацию.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 16 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 3 ноября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 20 мая 2024 года, административным истцом Бенуа А.Н. ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Бенуа Н.Л. поддержала кассационную жалобу и просила её удовлетворить.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 250 утверждена Инструкция о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктами 12, 13, 19 Инструкции регистрации информации о происшествиях производится в дежурных частях учреждений и органов УИС незамедлительно. Информация о происшествиях регистрируется в Журнале регистрации информации о происшествиях (приложение 3). Все реквизиты регистрационного журнала заполняются в соответствии с рекомендациями, напечатанными на обороте их титульных листов. Записи по каждой информации должны содержать краткие и вместе с тем полные сведения о том, что и когда произошло, кто и в какой форме заявил о происшедшем, какие поручения даны по порядку рассмотрения, какие меры приняты для проверки, кто участвовал в рассмотрении, какое решение, когда и кем принято.
Согласно пунктам 32, 33 Инструкции контроль за соблюдением порядка приема, регистрации и проверки сообщений о происшествиях возлагается на начальника учреждения или органа УИС, в этих целях создается и утверждается персональный состав специальных комиссий для осуществления ежеквартальных сверок полноты учета, регистрации и соответствия информации о - преступлениях и происшествиях, зарегистрированной в регистрационных документах, фактически имевшим место преступлениям и происшествиям. По результатам сверки составляется акт ежеквартальной внутренней проверки состояния учетно-регистрационной дисциплины (приложение 5), который после утверждения начальником учреждения или органа УИС представляется в вышестоящий орган УИС.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 01.08.2014 года N 398 утверждены формы статистической отчетности ФСИН-1 "Итоги деятельности учреждений, органов и предприятий УИС" и Инструкция по её заполнению и представлению.
Разделом 4 утвержденной инструкции предусмотрено представление сведений о состоянии режима и надзора и изъятия запрещенных предметов, сведения представляются учреждениями и подразделениями, подведомственными территориальными органами ФСИН России в территориальные органы ФСИН России.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 04.12.2018 года N 1221 утверждены формы статистической отчетности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации СБ-1 "Отчет о результатах оперативно-служебной деятельности отделов безопасности (режима и надзора) исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, воспитательных колоний, тюрем, следственных изоляторов, отделов (отделений, групп) режима и надзора территориальных органов ФСИН России" и инструкция по её заполнению и представлению, согласно которому на территориальные органы ФСИН России возложена обязанность по организации сбора и обработке информации по утвержденной форме статистической отчетности, передаче данной информации в ФКУ "Научно-исследовательский институт информационных технологий ФСИН России". Разделом 04 предусмотрено представление сведений о правонарушениях (административных, уголовных), допущенных на территории учреждения (охраняемой, режимной), в том числе сведений о гражданах, задержанных по подозрению в совершении административных правонарушениях, о количестве составленных материалов об административных правонарушениях, о количестве направленных материалов об административном правонарушении в суды для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с пунктами 14, 15 приложения N 78, утвержденному приказом ФСИН России от 11.06.2015 года N 518 "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний" одной из основных задач Управления ФСИН России по Ярославской области является обеспечение законности и правопорядка в подведомственных учреждениях, а также обеспечение безопасности лиц, находящихся на их территориях, в целях обеспечения которой осуществляет справочно-информационное обеспечение подведомственных учреждений; организует подготовку материалов для представления во ФСИН России о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
В соответствии с требованиями Инструкции, Приказа Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 01.08.2014 года N 398, Приказа Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 4 декабря 2018 года N 1221, сведения о результатах служебной деятельности отдела безопасности (режима и надзора) ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области за 1 квартал 2020 года, в том числе сведения о составленных протоколах об административных правонарушениях, направлены в территориальный орган ФСИН - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области.
Управлением ФСИН России по Ярославской области произведено обобщение информации по задержанным гражданам, сведения о привлечении граждан за попытку передачи запрещенных предметов осужденным и лицам, содержащимся под стражей за 1 полугодие 2020 года направлены начальникам учреждений УФСИН России по Ярославской области для организации профилактики преступлений в учреждениях УИС, в том числе в виде приложения N 1 (обезличенное в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных") для размещения на стендах в комнатах ожидания граждан и комнатах длительных: свиданий учреждений, в виде приложения N 2 (не обезличенное) для Информирования сотрудников в помещениях приема, досмотра и хранения передач, проведения краткосрочных и длительных свиданий, в дежурной части учреждений.
Из материалов дела следует, что в отношении Бенуа Н.Л. (до перемены имени - ФИО3) 14 февраля 2020 года сотрудником ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области Втюриным А.С. составлен протокол об административном правонарушении по статье 19.12 КоАП РФ, согласно которому 14 февраля 2020 года в 13 часов 30 минут в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области, по адресу: г. Рыбинск ул. Рокоссовского д.100. при заходе на краткосрочное свидание у Даринг Д.Л. обнаружены и изъяты запрещенные предметы: телефон, блок от зарядного устройства, которые были спрятаны ухищренным способом на дне сумки с личными вещами, тем самым пресечена попытка передачи, лицам, содержащимся в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области предметов, приобретение, хранение и использование которых запрещено п. 17 к Приложению N 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Рыбинского судебного района Ярославской области от 14 мая 2020 года по делу N 558/2020 Бенуа Н.Л. (до перемены имени ФИО3) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.12 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с конфискацией запрещенных предметов.
Решением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 15 июля 2020 года по делу N 12-234/2020 постановление мирового судьи судебного участка N 1 Рыбинского судебного района Ярославской области от 14 мая 2020 года в отношении Бенуа Н.Л. отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Разрешая спор по существу и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суды пришли к правильному выводу, что действиями административных ответчиков прав Бенуа Н.Л. и Бенуа А.Н. нарушено не было. Основания для признания незаконными действий ФКУ ИК-12 УФСИН России по Ярославской области по передаче информации о составлении протокола об административном правонарушении в отношении Бенуа Н.Л. по статье 19.12 КоАП РФ в УФСИН России по Ярославской области, а также действий УФСИН России по Ярославской области по обобщению информации о правонарушениях и направлению обобщения в учреждения исполнительной системы по Ярославской области, отсутствуют, поскольку обобщение такой информации и последующее размещение в помещениях приема, досмотра и хранения передач, проведения краткосрочных и длительных свиданий, обусловлено выполнением требований вышеприведенных нормативных правовых актов.
Доводы кассационной жалобы, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 16 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 3 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Бенуа Андрея Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.