Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Матина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 28 ноября 2023 года по административному делу N 2а-731/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Ивановской области о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Ивановской области о признании незаконными действий по зачету в хронологическом порядке в счет погашения недоимок по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС) и обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) по срокам уплаты 1 июля 2018 года, 2 июля 2019 года, 9 января 2019 года, 1 июля 2019 года, 31 декабря 2019 года, 9 января 2021 года, 1 июля 2021 года, 31 декабря 2021 года, 9 января 2022 года, 1 июля 2022 года, 31 декабря 2022 года денежных средств, внесенных ею в счет исполнения обязательств по уплате страховых взносов по ОПС и ОМС за 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
В обоснование заявленных требований указала, что имеет статус адвоката с 29 декабря 2011 года; 11 января 2012 года зарегистрирована в территориальном органе Пенсионного Фонда Российской Федерации. Обязанность по оплате страховых взносов исполнялась ФИО1 своевременно, за исключением оплаты страховых взносов за 2018, 2019 годы. Задолженность за 2019 год была погашена административным истцом 20 августа 2021 года, задолженность за 2018 год - оплачена частично.
При обращении в налоговый орган административному истцу стало известно о том, что в связи с образованием задолженности по уплате взносов за 2018, 2019 года, а также начислением пени, суммы, уплаченные административным истцом в 2019 году были распределены в задолженность за 2018 год; суммы, уплаченные в 2020 году, - в задолженность за 2019 год; суммы, уплаченные в 2021 году, - в задолженность за 2020 год.
Таким образом, налоговым органом снижались пени по задолженности, и выставлялась текущую задолженность за предыдущий год ко взысканию.
Полагая, что порядок распределения денежных средств налоговым органом не соответствует требованиям налогового законодательства и нарушает ее права, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Решением Фрунзенского районного суда города Иваново от 15 июня 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 28 ноября 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части, административные исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Постановлено признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области по зачислению в счет погашения недоимки по сроку уплаты:
- 1 июля 2018 года (1% ОПС за 2017 год) денежных средств, удержанных в рамках исполнительного производства N от 23 августа 2019 года, возбужденного на основании судебного приказа N 2а-789/2019, выданного мировым судьей судебного участка N 1 Октябрьского судебного района города Иваново, о взыскании задолженности по ОПС в фиксированном размере и ОМС за 2018 год;
- 9 января 2019 года (ОПС фиксированный и ОМС за 2018 год) денежных средств, удержанных в рамках исполнительного производства N-ИП от 9 октября 2020 года, возбужденного на основании судебного приказа N 2а-2162/2020, выданного мировым судьей судебного участка N 3 Ленинского судебного района города Иваново, о взыскании задолженности по ОПС в фиксированном размере и ОМС за 2019 год, а также ОПС в размере 1 % за 2018 год, пени;
- 31 декабря 2019 года (ОПС фиксированный и ОМС за 2019 год) денежных средств, уплаченных по платежным поручениям от 27 декабря 2021 года.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда города Иваново от 15 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 21 мая 2024 года, Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, ненадлежащую правовую оценку представленных доказательств, неверное применение норм материального и процессуального права; приводит доводы о законности действий налогового органа.
Возражений относительно доводов кассационной жалобы в суд не представлено.
В судебное заседание суда кассационной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Согласно Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что такие основания для отмены апелляционного определения отсутствуют.
В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации указано, что суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов (пункт 2 часть 2 статья 1).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права административного истца, а также об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав административного истца (пункт 1 часть 2 статья 227).
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" обратил внимание судов, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) органов наделенных государственными и иными публичными полномочиями нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм; подчеркнул необходимость проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (абзацы третий и пятый пункта 17).
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в части признания незаконным действий налогового органа по распределению платежей за 2020 год в более ранние периоды, суды исходили из того, что денежные средства по платежному поручению от 31 декабря 2020 года были зачтены в уплату страховых взносов на ОПС И ОМС в фиксированном размере за налоговый период 2020 года.
При этом судами обеих инстанций учтено, что на основании платежных поручений, представленных административным истцом, установлено, что обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере на ОПС и ОМС за 2022 год исполнена налогоплательщиком в установленный законом срок и денежные средства, списанные в счет ее уплаты, поступившие в бюджет 30 декабря 2022 года, направлены административным ответчиком в указанный налоговый период в полном объеме. В указанной части судебные акты не оспариваются.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции в части неверного распределения административным ответчиком денежных средств, взысканных с административного истца в рамках исполнительных производств N от 23 августа 2019 года и N-ИП от 9 октября 2020 года, в ранее образовавшуюся задолженность, суд апелляционной инстанции правильно указал об отсутствии правовых оснований для этого, а также на необоснованность доводов Управления о наличии права у ФИО1 на поворот исполнения судебных приказов ввиду их отмены.
Исходя из обстоятельств административного дела, установленных и подробно изложенных судом апелляционной инстанции, приведенных им правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации судебная коллегия не находит оснований для иной оценки, отличной от суда апелляционной инстанции, спорных правоотношений.
Выводы суда апелляционной инстанции о нарушении прав административного истца необоснованным зачетом сумм, взысканных по исполнительным производствам на основании судебных приказов, в ранее образовавшуюся задолженность, судебная коллегия находит правильным.
Выбранный судом апелляционной инстанции способ восстановления прав заявителя соответствует закону и правоотношениям, сложившимся между ним и налоговыми органами.
При таких обстоятельствах изложенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановленного судом апелляционной инстанции по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.