Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Иванова Д.А. и Ульянкина Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Денисова Леонида Александровича на решение Ленинского районного суда города Иваново от 31 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 16 апреля 2024 года по административному делу по административному иску Денисова Л.А. об оспаривании решений Ивановской городской Думы (далее также - Дума) и временной комиссии Ивановской городской Думы (далее - комиссия) (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-383/2024).
Заслушав доклад судьи Иванова Д.А. и объяснения представителя Думы ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
22 ноября 2023 года Денисов Л.А, являвшийся депутатом Думы, подал в Ленинский районный суд города Иваново административное исковое заявление к Думе и комиссии. Из заявления и приложенных к нему документов следует, что Денисов Л.А. просил в судебном порядке:
- признать незаконными и необоснованными решение комиссии от 7 ноября 2023 года о рекомендации Думе объявить ему публичное порицание и решение Думы от 15 ноября 2023 года о применении к нему данной меры воздействия;
- возложить на административных ответчиков обязанность устранить нарушения его прав, свобод и препятствие к осуществлению полномочий депутата, принести ему публичные извинения в средствах массовой информации (т. 1 л.д. 4-8).
31 января 2024 года районный суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска (т. 1 л.д. л.д. 223-233).
Денисов Л.А. направил апелляционную жалобу. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 16 апреля 2024 года решение суда оставлено без изменения (т. 2 л.д. 27-38).
В кассационной жалобе, поданной 8 мая 2024 года, Денисов Л.А. просил отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение или принять новый судебный акт.
В суде кассационной инстанции представитель Думы ФИО8 представил письменные возражения, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились, представителей не направили, о судебном заседании извещались надлежащим образом, ходатайств о его отложении не заявили. Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на неё, выслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия полагает, что в данном случае такие основания отсутствуют.
Суды установили, что 31 октября и 1 ноября 2023 года в Думу поступили заявления депутатов Думы и председателя ветеранской организации о применении к депутату Денисову Л.А. мер воздействия в связи с нарушением норм депутатской этики (т. 1 л.д. 59-62).
На 7 ноября 2023 года назначено заседание комиссии по вопросу рассмотрения обращения. 3 ноября 2023 года Денисов Л.А. был извещён о заседании. Оно состоялось в указанное время. В нём приняло участие все четверо членов комиссии. Денисов Л.А. явился на заседание, ходатайствовал о его отложении (т. 1 л.д. 16-18). Комиссия отказала в удовлетворении ходатайства. Денисов Л.А. покинул заседание. Комиссия установила, что 26 октября 2023 года в Центре культуры и отдыха города Иваново в ходе приёма граждан Главой города Иваново ФИО19 и депутатами Думы Денисов Л.А. прервал Главу города и граждан, вёл себя некорректно, несдержанно, устроил скандал, чем нарушил правила депутатской этики и дискредитировал депутатов. В связи с этим комиссия единогласно приняла решение о даче Думе рекомендации об объявлении Денисову Л.А. общественного порицания, предусмотренного п. 2 ч. 5.3 ст. 5 порядка соблюдения норм депутатской этики при осуществлении депутатских полномочий депутатами Ивановской городской Думы, утверждённого решением Думы от 26 мая 2010 года N 48 (далее - порядок соблюдения норм депутатской этики), и направлении копии протокола заседания комиссии по месту работы Денисова Л.А. и руководителю политической партии, в которой он состоял (т. 1 л.д. 10-15, 63-68).
На заседании Думы 15 ноября 2023 года в присутствии Денисова Л.А. принято решение о применении к нему меры воздействия в виде публичного порицания (т. 1 л.д. 69-72).
Из административного искового заявления следует, что при принятии оспариваемых решений нарушены процедура проверки, права Денисова Л.А. на защиту, на ознакомление с материалами проверки, на всестороннее, полное и объективное рассмотрение данных материалов, на получение мотивированного ответа по заявлению, которое было направлено им в связи с проверкой, на ознакомление с составом комиссии и заявление отводов её членам, на открытое рассмотрение материалов проверки, поскольку часть заседания проводилась в закрытом режиме. Протокол заседания комиссии содержал неполные и недостоверные сведения. Комиссия превысила свои полномочия, проголосовав за направление оспариваемого решения комиссии по месту работы Денисова Л.А. и председателю политической партии, в которой он состоял. Решение комиссии было немотивированным. Его нельзя назвать законным, поскольку оно принято в соответствии с Положением о временной комиссии Ивановской городской Думы по вопросам депутатской этики, утверждённым решением Думы от 26 мая 2010 года N 48 (далее - Положение о комиссии), которое не являлось нормативным правовым актом, не действовало на момент принятия оспариваемого решения комиссии, не было опубликовано и доведено до всех депутатов Думы. Состав комиссии численно не соответствовал Положению о комиссии. Решение комиссии не было вручено до заседания, на котором принято оспариваемое решение Думы. Данное решение основывалось на незаконном оспариваемом решении комиссии.
Отказывая в удовлетворении административного иска и апелляционной жалобы, суды исходили из того, что оспариваемые решения приняты уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией с соблюдением установленной процедуры при наличии оснований.
В кассационной жалобе Денисов Л.А. повторил доводы, приведённые в исковом заявлении, указал, что суды не дали им надлежащей правовой оценки, неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права. Выводы судов не соответствуют обстоятельства административного дела.
Проверив доводы административного истца, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Выводы судов являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава города Иваново, порядка соблюдения норм депутатской этики, Регламента Думы, принятого решением Думы от 28 апреля 2010 года N 23, Положения о комиссии, которые подробно изложены в обжалованных судебных актах.
Доводы административного истца, которые он привёл в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства в судах первой и второй инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Проанализировав обстоятельства дела и правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, суды указали, что фактические и юридические основания для применения к Денисову Л.А. меры воздействия в виде общественного порицания имелись. Процедура принятия оспариваемых решений, в том числе в части требований к количеству членов комиссии и кворуму, соблюдена. Права административного истца при реализации процедуры применения меры воздействия не нарушены. Правовые акты, которые регулировали данные вопросы, были опубликованы в установленном порядке и являлись действующими.
Судебная коллегия не находит оснований иной правовой оценки спорных правоотношений.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии причин для отмены обжалованных судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Руководствуясь ст. 328-330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Иваново от 31 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 16 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Денисова Л.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.