Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы по доверенности ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 13 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 декабря 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-2567/2023 по административному исковому заявлению прокурора г. Костромы к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Управления ЖКХ Администрации г. Костромы по не включению многоквартирного дома по адресу: "адрес", в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы, на 2023-2025 годы.
В обоснование ссылался на то, что постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года N 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, согласно которой в названном многоквартирном доме в 2023-2025 годах запланирован капитальный ремонт общего имущества - фасада. Распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 31 августа 2022 года N 01-17/61 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2023-2025 годы, однако указанный многоквартирный дом в этот план не включен, что не соответствует названному постановлению администрации Костромской области, части 7 статьи 168 Жилищного кодекса РФ и влечет нарушение прав граждан в сфере жилищных правоотношений на своевременное и качественное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и на безопасность жилища.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 13 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 декабря 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Управление ЖКХ Администрации г. Костромы, выразившееся в непринятии мер к включению многоквартирного дома по адресу: "адрес" краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Костромы на 2023-2025 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 31 августа 2022 года N 01-17/61. На Управление ЖКХ Администрации г. Костромы возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос о включении многоквартирного дома по адресу: "адрес" краткосрочный план реализации программы капитального ремонта г. Костромы на 2023-2025 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации г. Костромы от 31 августа 2022 года N 01-17/61.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 23 мая 2024 года, представителем административного ответчика ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор ФИО5 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
ЖК РФ относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 ЖК РФ).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 и абзац 1 пункта 1 части 2 статьи 168 названного Кодекса).
Согласно ч. 6 ст.168 ЖК РФ, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
В силу п. 1 ч. 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области регулируется Законом Костромской области от 25.11.2013 N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", предусматривающим утверждение региональной программы капитального ремонта администрацией Костромской области.
Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Постановлением Администрации Костромской области от 26 марта 2014 года N 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.В соответствии с пунктами 21, 22 Региональной программы плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приведены в приложении N 1 к Региональной программе.
Конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта осуществляются в рамках краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации Региональной программы, утверждаемых департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года N449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" органы местного самоуправления городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 15 июля года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории городских округов.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1.1 ст. 13 Закона Костромской области от 25 ноября 2013 года N 449-5-ЗКО в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемый органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), включается перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (городского округа) Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта.
Для реализации приведенных выше положений федерального и регионального законодательства постановлением администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года N 535-а утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области.
Указанный Порядок распространяется на многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, и применяется, в том числе, при актуализации Региональной программы.
В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта.
В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, органа муниципального жилищного контроля, органа государственного жилищного надзора Костромской области, регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. К работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах.
С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов.
Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома.
Техническое состояние общего имущества многоквартирных домов оценивается комиссией в соответствии с ведомственными строительными нормами "Правила оценки физического износа жилых зданий" ВСН 53-86 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 N 446, и ведомственными строительными нормами "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р), утвержденными Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения".
По результатам работы комиссии может быть принято решение, в том числе, о признании нецелесообразным проведение капитального ремонта.
Решение принимается исходя из следующих факторов: степень износа основных конструктивных элементов (фундамент, стены, перекрытия) общего имущества многоквартирного дома в соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома составляет более 70 процентов; совокупная стоимость капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в расчете на 1 кв. метр помещения в таком доме, рассчитанной в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ, превышает предельную стоимость работ по капитальному ремонту. Данное решение должно содержать: наименование конструктивных элементов (крыша, фундамент, стены, перекрытия и т.д.), износ которых составляет более 70 процентов; расчет стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту указанных конструктивных элементов, выполненный в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ.
Решение комиссии оформляется протоколом.
Протокол заседания комиссии является основанием внесения изменения в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы, а также подготовки актуализации региональной программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации городского округа города Кострома.
В ходе проверки установлено, что согласно региональной программе в 2023-2025 гг. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", запланирован капитальный ремонт общего имущества, а именно - ремонт крыши (порядковый N 1033 приложения N1).
Распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Костромы от 31 августа 2022 года N 01-17/61 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2022 - 2025 годы.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу "адрес" краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не включен.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу, что не включение Управлением ЖКХ администрации г. Костромы в нарушение требований ч.7 ст. 168 ЖК РФ в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на территории городского округа город Кострома указанного многоквартирного дома, капитальный ремонт которого согласно региональной программе запланирован на 2023-2025 годы, без принятия мер по его комиссионному обследованию в Порядке, утвержденном постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 N 535-а, влечет нарушение прав граждан в сфере жилищных правоотношений в области своевременного и качественного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, права на безопасность жилища неопределенного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебного акта судом не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 13 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.