Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Матина А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 марта 2024 года по административному делу N 2а-508/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управе Бабушкинского района города Москвы, префектуре Северо-Восточного административного округа города Москвы о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, объяснения по доводам кассационной жалобы ФИО1, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы по доверенности Бирюковой Л.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управе Бабушкинского района города Москвы, префектуре Северо-Восточного административного округа города Москвы, с учетом уточнения заявленных требований, просила признать незаконным и отменить решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Северо-Восточного административного округа города от 16 января 2023 года в отношении демонтажа гаражей, расположенных по адресу: город Москва, улица Енисейская, дом 2, корпус 2.
В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемое решение принято без учета пункта 8 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому возведение гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления публичных сервитутов. Кроме того, решение принято органом, не уполномоченным на его принятие.
Решением Бабушкинского районного суда города Москвы от 31 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 марта 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 23 мая 2024 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, ненадлежащую правовую оценку представленных доказательств, неверное применение норм материального и процессуального права; приводит доводы о незаконности оспариваемого решения.
Возражений относительно доводов кассационной жалобы в суд не представлено.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами допущено не было.
В силу статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Исходя из правовых предписаний, содержащихся в пункте 2 статьи 10, в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Москвы, осуществляют органы исполнительной власти города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 2 ноября 2012 года N 614-ПП утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, которое определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно пункту 2 данного Положения рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Из пункта 3.1 Положения следует, что незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Пунктом 3.2 указанного Положения определен перечень документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства. В этот перечень, в том числе, входят: действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31 мая 2011 года N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" (далее также - Положение), Окружная комиссия является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее незаконно размещенные объекты), а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
Решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями и предприятиями города Москвы, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа (пункт 1.5 Положения).
Окружная комиссия наделена полномочиями принимать решения о демонтаже и (или) о перемещении незаконно размещенных объектов (пункт 2.2.1 Положения).
Пунктом 2.3 указанного Положения об Окружной комиссии определено, что для выполнения функций в соответствии с настоящим Положением, Окружная комиссия имеет право давать поручения органам исполнительной власти города Москвы, учреждениям и предприятиям города Москвы в части их компетенции по рассматриваемым вопросам, а также запрашивать у застройщиков, заказчиков и иных организаций информацию в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного исследования вопросов, входящих в компетенцию Окружной комиссии.
Из материалов дела следует, что Управой Бабушкинского района города Москвы по адресу: "адрес", выявлены металлические гаражи и металлические тенты, расположенные на земельном участке, не обремененном земельно-правовыми отношениями. При этом, часть земельного участка расположена в границах улично-дорожной сети.
Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы осуществляет свои полномочия на основании Положения о префектуре административного округа города Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП, в силу пункта 2.3.14 которого в случаях, установленных нормативными правовыми актами города Москвы, организует работу, в том числе, по демонтажу, утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), в том числе индивидуальных гаражей, а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в указанных объектах.
С целью реализации постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2012 года N 614-ПП Управа Бабушкинского района города Москвы обратилась в префектуру Северо-Восточного административного округа города Москвы для решения вопроса об освобождении указанного выше земельного участка.
16 января 2023 года Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории Северо-Восточного административного округа города Москвы по итогу рассмотрения поступивших документов принято решение о демонтаже незаконно размещенных на вышеуказанном земельном участке металлических гаражей - 5 штук, металлических тентов - 101 штука, поста охраны, хозяйственной постройки, ограждения длинной 245 пог.м, ворот, калитки, ввиду отсутствия оформленных земельно-правовых отношений.
В свою очередь, Управа Бабушкинского района города Москвы уведомила владельцев/пользователей о необходимости добровольного демонтажа указанных конструкций в срок до 20 января 2023 года.
Таким образом, разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах полномочий административного ответчика при наличии законных к тому оснований, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены. Документов, подтверждающих оформление земельно-правовых отношений, в отношении земельного участка, на котором расположены объекты, демонтаж которых предписан решением окружной комиссии, не представлено.
При этом судами учтено, что земельный участок, на котором было размещено некапитальное строение административного истца, под размещения гаражей, гаражно-строительного кооператива не выделялся, правовые отношения в отношении него не оформлялись. Проект межевания квартала, утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 9284 от 30 июня 2015 года, на который ссылается административный истец, таким документом не является.
Судебная коллегия находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы по своему содержанию повторяют доводы административного иска, апелляционной жалобы, которые получили должную оценку при вынесении судебного решения, выражают несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции, которые мотивированы судами, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и собранных по делу доказательств, отражают субъективное мнение истца о том, как должно быть рассмотрено дело и оценены его фактические обстоятельства.
При рассмотрении дела судами правильно определены обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятые по делу судебные постановления следует признать законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.