Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Мичуринска Тамбовской области на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 20 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 01 ноября 2023 года по административному делу N 2а-1027/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Мичуринска Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Мичуринска Тамбовской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя прокуратуры Саниной О.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Мичуринска Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Мичуринска Тамбовской области об оспаривании бездействия.
Требования мотивированы тем, что автомобильные дороги по улицам Полтавской, Средней, Тамбовской, Гагарина, Красной, Энгельса, Липецкому шоссе, Лермонтова, Кооперативной, Социалистической (мкр. Кочетовка), 7 Ноября (мкр. Кочетовка), Новой, Автозаводской, Дубровского (учхоз. Комсомолец) города Мичуринска входят в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации города Мичуринска.
Обследованием установлено, что автомобильные дороги на указанных улицах не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51256-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования, пунктов 4.1.5 и 7.1 ГОСТ Р 52605-2006, а также ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 121-ст.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 20 июля 2023 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 1 ноября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Мичуринска - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель администрации города Мичуринска Тамбовской области ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что решение о включении ремонта конкретной автомобильной дороги, тротуара в план работ на очередной финансовый год принимается комиссией по планированию проведения работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования "Город Мичуринск Тамбовской области - городской округ" Администрацией города приняты все меры по надлежащему содержанию дорог. Бюджет города Мичуринска на 2023 год сформирован с предельным уровнем дефицита и испытывает нехватку финансовых средств, что является существенным фактором невозможности исполнения решения суда.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 03 июня 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковой (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставом города Мичуринска Тамбовской области, принятому решением Мичуринского городского совета депутатов от 09 февраля 2015 года N 407, к вопросам местного значения муниципального образования отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Мичуринска Тамбовской области и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Мичуринска Тамбовской области, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 10).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 12 названного Федерального закона).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 6.3.1 и 6.3.2 Национального стандарта ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" регламентировано, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2.
Пунктом 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федераций. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения, утверждённым Приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 года N 295-ст установлено, что для информирования водителей участки дорог с искусственными неровностями должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой.
Участки дорог, на которых устроены искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256 (пункт 7.1 ГОСТа Р 52605-2006).
Постановлением администрации г. Мичуринска Тамбовской области от 10 августа 2022 года N 1557 утвержден реестр автомобильных дорог общего пользования, находящихся в муниципальной собственности города Мичуринска Тамбовской области.
Автомобильные дороги по ул. Полтавской, Средней, Тамбовской, Гагарина, Красной, Энгельса, Липецкому шоссе, Лермонтова, Кооперативная, Социалистическая (мкр. Кочетовка), 7 Ноября (мкр. Кочетовка), Новая, Автозаводская, Дубровского (учхоз. Комсомолец) г.Мичуринска Тамбовской области включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации города Мичуринска Тамбовской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07 июня 2023 года в ходе проведенного ОГИБДЦ ОМВД России по г. Мичуринску Тамбовской области контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом - "выездного обследования" улично-дорожной сети, прилегающей к образовательным учреждениям, состояния дорожного покрытия требованиям нормативных документов по стандартизации в области безопасности дорожного движения установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 51256-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования,, пунктов 4.1.5 и 7.1 ГОСТ Р 52605-2006, а также ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N121-ст, в городе Мичуринске Тамбовской области по:
- ул. Кооперативной в районе дома N71 (МБОУ "СОШ N1") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей", предусмотренная пунктами 1.1, 1.7 и 1.25 ГОСТР 51256-2018;
- ул. Энгельса в районе дома N2 (МБОУ "СОШ N2") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей", предусмотренная пунктом 1.25 ГОСТ Р 51256-2018;
- ул. Полтавская в районе дома N7 (МБОУ "СОШ N7") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей", предусмотренная пунктом 1.25 ГОСТ Р 51256-2018;
- ул. Лермонтова в районе дома N1 (МБОУ "СОШ N15") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей", предусмотренная пунктом 1.25 ГОСТ Р 51256-2018;
- ул. Дубровского учхоз "Комсомолец" в районе дома N2 (МБОУ "СОШ N17") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей", предусмотренная пунктом 1.25 ГОСТ Р 51256- 2018;
- ул. Автозаводская в районе дома N3 "А" (МБОУ "СОШ N17") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей" и "Пешеходный переход", предусмотренная пунктом 1.14.1 и 1.25 ГОСТР 51256-2018;
- ул. Гагарина в районе дома N18 (МБОУ "СОШ N18") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей", предусмотренная пунктом 1.25 ГОСТ Р 51256-2018;
- ул. 7 Ноября в районе дома N11 (МБОУ "СОШ N19") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей", предусмотренная пунктом 1.25 ГОСТ Р 51256-2018;
- ул. 7 Ноября в районе дома N1 (МБОУ "СОШ N19") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей", предусмотренная пунктом 1.25 ГОСТ Р 51256-2018, дорожные знаки пунктом 1.17 "искусственная неровность", пунктом 3.24 "ограничение скоростного режима", пунктом 1.23 "дети", пунктом 5.19.1 "пешеходный переход", пунктом 3.28 "стоянка запрещена" ГОСТ Р 52290-2004;
- ул. Социалистическая мкр. Кочетовка в районе дома N2 (МБОУ "СОШ N19") отсутствует дорожный знак, предусмотренный пунктом 1.23 "дети" ГОСТ Р 52290-2004;
- ул. Тамбовская в районе дома N190 (МБОУ "Гимназия") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей", предусмотренная пунктом 1.25 ГОСТ Р 51256-2018;
- ул. Новая в районе дома N13 "А" (ТОГАОУ "Мичуринский лицей") отсутствует горизонтальная дорожная разметка "обозначение искусственных неровностей", предусмотренная пунктом 1.25 ГОСТ Р 51256-2018.
Удовлетворяя требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о ненадлежащем бездействии администрации города Мичуринска по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения, чем нарушены права участников дорожного движения на личную безопасность и сохранность жизни, здоровья, имущества.
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанции верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, по существу, повторяют позицию административного ответчика, изложенную при рассмотрении дела в судах обеих инстанций, направлены на иную правовую оценку обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Отсутствие финансовой возможности в исполнении требований прокурора в результате недостаточности финансирования, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения с их финансовыми возможностями.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 20 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 01 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Мичуринска Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.