Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации г. Смоленска по доверенности ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 5 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 марта 2024 года, вынесенные по административному делу N 2а-3904/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Смоленска к администрации г. Смоленска о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании постановления администрации г. Смоленска от 25.12.2020 года N 2886-адм в редакции постановления администрации г. Смоленска от 30.06.2023 года N 1738-адм незаконным, в части установления срока переселения граждан из аварийного жилья - многоквартирного "адрес" до 31 декабря 2024 года, возложении на административного ответчика обязанности по приятию незамедлительных мер по расселению граждан из указанного аварийного многоквартирного дома.
В обоснование ссылался на то, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу, срок переселения граждан установлен до 2028 года. Постановлением администрации г. Смоленска от 30.06.2023 N 1 73 8-адм срок по отселению граждан из аварийного и подлежащего сносу дома изменен на 31 декабря 2024 год. Не исполнение административным ответчиком своих обязанностей по немедленному расселению жителей дома нарушает жилищные права граждан на безопасное проживание, а также препятствует созданию комфортной городской среды.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 5 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 марта 2024 года, административные исковые требования удовлетворены. Судом признано незаконным постановление администрации г. Смоленска от 25 декабря 2020 года N 2886-адм в редакции постановления от 30 июня 2023 года N 1738-адм, в части установления срока расселения лиц, занимающих жилые помещения в многоквартирном "адрес". На администрацию г. Смоленска возложена обязанность произвести расселение жителей указанного многоквартирного дома с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 24 мая 2024 года, представителем административного ответчика ставится вопрос об отмене судебных актов по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Прокурор ФИО5 в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции допущено не было.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Согласно абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с п. 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что заключением городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г. Смоленска от 27 ноября 2020 года N 75 многоквартирный жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Переселение граждан определено произвести в 2028 году.
05 марта 2023 года в прокуратуру Ленинского района г. Смоленска поступило обращение ФИО10, проживающей по адресу: "адрес", по факту длительного бездействия органов местного самоуправления по признанию многоквартирного дома аварийным, не согласия с установленным сроком расселения граждан из аварийного жилого дома.
В ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проверки установлено, что по обращениям жильцов квартир N, N жилого "адрес" в "адрес" указанный многоквартирный жилой дом был внесен в список домов на выполнение работ по обследованию строительных конструкций специализированной организацией.
В соответствии с техническим заключением ООО "Бином" от 12 августа 2020 года физический износ жилого "адрес" в "адрес" по состоянию на август 2020 года составляет: лит. А - 71%, лит. А1 - 62%, лит. А2 - 60 %, пристройки лит. А - 60 %, пристройки лит. А1 - 62 %, пристройки лит. А2 - 61 %. Состояние здания лит. А, А1, А2, пристройки лит. А, пристройки лит. А2 оценивается как аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). В обследуемых помещениях отсутствуют инженерные коммуникации: водоснабжение, канализация. Обследуемые помещения жилого дома лит. А, лит. А1, лит А2, пристройки лит. А, пристройки лит. А2 не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Вышеуказанное техническое заключение было положено в основу заключения межведомственной комиссии от 27 ноября 2020 года N 75.Постановлением администрации г. Смоленска от 29 марта 2019 года N159 утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда г. Смоленска на 2019 - 2025 годы, в которую многоквартирный "адрес" не включен, поскольку признан аварийным после 1 января 2017 года.
30 мая 2023 года прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проведен осмотр жилого дома по адресу: "адрес", в ходе которого установлены множественные повреждения и дефекты конструкций дома.
Жилой "адрес", состоит из 4 квартир и 11 жилых комнат, из которых: "адрес", N и "адрес" - находятся в муниципальной собственности), "адрес" - находится в частной собственности.
По данным СМУП "ВЦ ЖКХ" в "адрес" зарегистрированы: ФИО6, ФИО7, ФИО16, ФИО17, ФИО8, ФИО9, в "адрес" - ФИО10, в "адрес" - ФИО11, ФИО12, в "адрес" - ФИО13 (собственник) и ФИО14
22 января 2021 года администрация г. Смоленска направила ФИО10 предложение о рассмотрении вопроса о возможном предоставлении для временного проживания жилого помещения маневренного фонда до момента расселения аварийного дома.
22 января 2022 года гражданам, проживающим в квартирах N, N, N жилого "адрес" также были направлены предложения о рассмотрении вопроса о возможном предоставлении для временного проживания жилого помещения маневренного фонда до момента расселения аварийного дома.
Как указывает административный ответчик, заявления о предоставлении жилых помещений маневренного фонда в орган местного самоуправления от граждан, зарегистрированных и проживающих в многоквартирном "адрес", не поступали. Граждан состоящих на учете, нуждающихся в жилых помещениях, зарегистрированных в указанном доме, нет.
Постановлением администрации г. Смоленска от 30 июня 2023 года N 1738адм в постановление администрации г. Смоленска от 25 декабря 2020 года N 2886-адм внесены изменения, отселение граждан из указанного выше дома определено произвести до 31 декабря 2024 года.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что срок расселения граждан, занимающих жилые помещения в многоквартирном "адрес" в "адрес", установлен органом местного самоуправления без учета технического состояния многоквартирного жилого дома, степени его опасности для здоровья и жизни людей, проживающих в аварийном доме. В связи с чем, пришел к выводу, что действия ответчика по установлению указанного срока - в 2024 году являются незаконными и обязал административного ответчика устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц заявленным в иске способом, установив срок для устранения таких нарушений - с момента вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с соответствующими выводами судов, полагая их верными, постановленными с учетом установленных по делу обстоятельств, а также при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.
Положения ЖК РФ, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не устанавливают требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.
В то же время, длительное бездействие органа местного самоуправления, выраженное в непринятии мер по расселению граждан, проживающих в таких жилых помещениях, ставит под угрозу безопасность проживающих в нем граждан, влечет ущемление их прав и интересов.
Позиция кассатора основана на ошибочном толковании норм материального права и не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 5 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 12 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации г. Смоленска по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 30 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.