Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Гороховецкого района Владимирской области на решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 13 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 21 ноября 2023 года по административному делу N 2а-198/2023 по административному исковому заявлению прокурора Гороховецкого района к Администрации Гороховецкого района об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав возражения представителя прокуратуры Саниной О.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гороховецкого района обратился в суд с административным исковыми заявлениями, объединёнными в одно производство, к администрации Гороховецкого района Владимирской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности привести в нормативное состояние с учётом требований ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ 33100-2014, автомобильные дороги: по улице Лесная МО Денисовское;, ул. Луговая д. Быкасово; Быкасово - Липовка; Гороховец - Хорошево - Сапуново - Манылово; Быкасово-Павликово; д. Шаньково; ул. Лесная пос. Пролетарский; Гороховец - ст. Гороховец - Тумботино- Кошелиха; Слободищи - Денисово - Васенино - Колесниково; Муром - Волга - Чулково - Большая Карповка; д. Якутино; изготовить технические паспорта на автомобильные дороги: Быкасово -Липовка; Быкасово-Павликово; д. Шаньково; Гороховец - ст. Гороховец - Тумботино - Кошелиха; Слободищи - Денисово - Васенино - Колесниково; Муром - Волга - Чулково - Большая Карповка; д. Якутино.
Требования мотивированы тем, что указанные дороги общего пользования V категории не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ 33100-2014, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц. Данные нарушения свидетельствуют о бездействии уполномоченных лиц по указанному направлению деятельности.
Решением Гороховецкого районного суда Владимирской области от 13 июля 2023 года требования прокурора удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 21 ноября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционная жалоба Администрации Гороховецкого района Владимирской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Администрации Гороховецкого района Владимирской области ставится вопрос об отмене судебных актов в связи с неправильным применением судами обеих инстанций норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается, что акты выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц) не могли быть приняты судами в качестве доказательств по делу и положены в основу судебных актов, поскольку получены с нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" без участия представителя администрации Гороховецкого района. Дороги, в отношении которых рассматривалось дело, расположены в границах населённых пунктов поселений, входящих в состав муниципального образования Гороховецкий район, в связи с чем, положения пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" применены судами неверно.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 03 июня 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Положениями статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Федеральный закон N 196-ФЗ) регламентировано, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017).
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с пунктом 3.2 ГОСТ 33100-2014 автомобильная дорога является комплексом конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Статьёй 3 названного Федерального закона предусмотрено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1). Тротуары относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (пункт 5). Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6). Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автодороги федерального, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автодороги (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу части 8.1 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.
Уставом муниципального образования Гороховецкий район, принятого решением Гороховецкого районного Совета народных депутатов от 27 июня 2005 года N 43, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения (пункт 5 статьи 7).
Из перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Гороховецкий район, утвержденного постановлением администрации района от 31.12.2013 N 2101, следует, что на территории Гороховецкого района имеются автомобильные дороги: "ул. Луговая д. Быкасово"; "Быкасово - Липовка"; "Гороховец - Хорошево - Сапуново" - Манылово"; "Быкасово-Павликово"; "по д. Шаньково"; "ул. Лесная пос. Пролетарский"; "Гороховец - ст. Гороховец - Тумботино"-Кошелиха"; "Слободищи - Денисово - Васенино" - Колесниково"; "Муром - "Волга" - Чулково" - Большая Карповка"; "по д. Якутино".
Приказом Росстандарта N 1245-ст от 26.09.2017 утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния, (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности, дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2015 N 1205-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33100-12014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса "Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация I автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" предусмотрено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учёт и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороги в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).
Аналогичные положения закреплены в пунктах 4.2.1, 4.2.2, 9.1 ГОСТ 33388-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", введенного в действие с 08.09.2016 приказом Госстандарта от 31.08.2016 N 1004-ст.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31 марта 2023 года, 05 апреля 2023 года и 07 апреля 2023 года проведены проверки состояния дорог и составлены акты с приложенными к ним фотографиями.
По результатам проверок установлено:
на участке автомобильной дороги по ул. Лесная п. Пролетарский имеются множественные просадки дорожного покрытия глубиной до 11 см.;
автомобильная дорога "Гороховец - ст. Гороховец - Тумботино" до д. Кошелиха МО Куприяновское имеет множественные просадки дорожного покрытия, глубиной до 12 см, отсутствует технический паспорт;
автомобильная дорога "Слободищи - Денисово - Васенино" до д. Колесниково МО Денисовское имеет множественные просадки дорожного покрытия, глубиной до 12 см, отсутствует технический паспорт;
автомобильная дорога "Муром - "Волга" - Чулково" до д. Большая Карповка МО Денисовское не имеет дорожной одежды, установлено наличие колейности глубиной 12 см, отсутствует технический паспорт;
автомобильная дорога в д. Якутино МО Денисовское не имеет дорожной одежды, установлено наличие колейности глубиной 12 см, отсутствует технический паспорт;
автомобильная дорога по ул. Луговая, д. Быкасово имеет множественные просадки дорожного покрытия глубиной до 14 см, участок дороги от д. Быкасово до д. Липовка не имеет дорожной одежды, отсутствует технический паспорт;
автомобильная дорога "Гороховец - Хорошево - Сапуново" до д. Манылово МО Куприяновское дорожной одежды не имеет;
автомобильная дорога от д. Быкасово до д. Павликово МО Фоминское дорожной одежды не имеет, отсутствует технический паспорт;
автомобильная дорога в д. Шаньково МО Куприяновское дорожной одежды не имеет, установлено наличие колейности до 12 см.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, установив факт невыполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности, нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, выразившегося в наличии дефектов, выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, пришёл к выводу о незаконным бездействии административного ответчика и наличии оснований для удовлетворения требований прокурора, с возложением обязанности на административного ответчика устранить повреждения дорожного покрытия, поскольку ненадлежащее состояние дорожного покрытия нарушает требования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, снижает уровень безопасности дорожного движения на указанных дорогах, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга граждан.
Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение собственниками обязанностей по содержанию автомобильной дороги.
Отсутствие финансовой возможности в исполнении требований прокурора в результате недостаточности финансирования, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности дорожного движения с их финансовыми возможностями.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов обеих инстанций, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, по существу, повторяют позицию административного ответчика, изложенную при рассмотрении дела в судах обеих инстанций, направлены на иную правовую оценку обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 13 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 21 ноября 2023 год оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Гороховецкого района Владимирской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.