Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Жукова А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента образования и науки г. Москвы по доверенности ФИО2 на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 января 2024 года, вынесенные по административному делу N 2а-1280/2023 по административному исковому заявлению Орловой Ольги Игоревны к Департаменту образования и науки г. Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Орлова О.И, действующая в интересах несовершеннолетнего сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования и науки города Москвы об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанности восстановить нарушенные права ребёнка на бесплатное дошкольное образование.
В обоснование ссылалась на то, что 3 марта 2022 года она обратилась с заявлением о зачисление ее ребёнка в дошкольные учреждения, закрепленные за адресом регистрации, однако ребенок не принят в дошкольное учреждение, чем нарушены его права на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 06 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 января 2024 года, административные исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Департамента в не предоставлении места ребёнку в дошкольном образовательном учреждении с учётом территориальной доступности. Этим же решением на Департамент возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении ребёнку места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места его проживания.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 31 мая 2024 года, представитель административного ответчика ссылается на нарушение судами материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Правительства Москвы, Департамента образования и науки г. Москвы по доверенности ФИО6 доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на образование и гарантируют общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 43).
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Согласно статье 5 данного Федерального закона право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.Взаимосвязанные положения статей 9 и 67 указанного Федерального закона относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, закрепляют право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяют, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, а также обуславливают отказ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию только причиной отсутствия в ней свободных мест.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 2 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Исходя из пункта 3 части 1 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве", пунктов 1 и 4.2.16 Положения о Департаменте образования и науки города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 года N 447-ПП, организация предоставления в государственных образовательных организациях города Москвы общего образования, в том числе дошкольного, отнесена к ведению Департамента образования и науки города Москвы.
Согласно пунктам 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Орлова О.И. является матерью несовершеннолетнего ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В установленном порядке на Интернет ресурс автоматизированной информационной системы "Зачисление в образовательное учреждение" 24 февраля 2022 года она подала заявление о зачислении ФИО11 в государственную образовательную организацию системы образования города Москвы, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявление принято и ему присвоен номер 4510 0034 0740 9824 от 24 февраля 2022 года. Заявителем указано желаемое дошкольное образовательное учреждение: ГБОУ города Москвы "Школа N 64", ГБОУ города Москвы "Школа N 64", ГБОУ города Москвы "Школа N 64".
26 июля 2023 года Орлова О.И. обратилась с заявлением в Департамент о предоставлении ребёнку места в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении.
Письмом от 03 августа 2023 года в предоставлении ребёнку места в детском саду отказано.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у административного истца имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском дошкольном образовательном учреждении, в связи с чем, у Департамента возникла обязанность обеспечить ребёнка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов обеих инстанций верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, всем представленным и исследованным в ходе судебного заседания доказательствам по делу, дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно, со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с выводами судов обеих инстанций по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судами обеих инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 15 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента образования и науки г. Москвы по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 26 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.