Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Хитрова Максима Павловича на решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 7 декабря 2023 года в неизмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 3 апреля 2024 года, вынесенные по административному делу N 2а-1140/2023 по административному исковому заявлению Хитрова Максима Павловича к УМВД России по Тверской области, МВД России, Министерству финансов Российской Федерации, УФСИН России по Тверской области, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хитров М.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к МО МВД России "Вышневолоцкий", в котором просил присудить ему компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 50 000 рублей, выразившееся в необеспечении его 7 декабря 2023 года горячим питанием (обедом), а также дополнительным питанием на ужин в виде сока.
Решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 7 декабря 2023 года, с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 3 апреля 2024 года, административные исковые требования Хитрова М.П. удовлетворены частично. Судом признаны ненадлежащими условия при содержании Хитрова М.П. под стражей в ФКУ Следственный изолятор N 1 УФСИН России по Тверской области в части не обеспечения горячим питанием перед этапированием 7 августа 2023 года в ИВС МО МВД России "Вышневолоцкий". С Российской Федерации Взыскать в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Хитрова М.П. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 1000 рублей. В остальной части административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 31 мая 2024 года, административным истцом ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
Участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференц-связи административный истец поддержал кассационную жалобу и просил ее удовлетворить.
Представители ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, представитель МВД России, УМВД России по Тверской области ФИО5 возражали против удовлетворения кассационной жалобы административного истца.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела судами таких нарушений не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года
N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишённых свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учётом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом N 103-ФЗ, в соответствии со статьёй 13 которого подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населённых пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях (пункт 9 статьи 17 Федерального закона N 103-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в производстве Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области находилось уголовное дело по обвинению Люшенко О.О. и Хитрова М.П.
На основании постановления судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 5 июля 2023 года Хитров М.П. был этапирован из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области в ИВС МО МВД "Вышневолоцкий" для участия в судебном заседании, где находился с 7 августа (16 часов 40 минут) по 11 августа 2023 года (14 часов 30 минут).
Как следует из административного иска Хитрова М.П, в нарушение Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" при этапировании из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области в ИВС МО МВД России "Вышневолоцкий" 7 августа 2023 года не был обеспечен трехразовым горячим питанием, а именно обедом.
Согласно путевому журналу ОВ ОиК ПиО 7 августа 2023 года спецтранспорт для перевозки спецконтингента, в том числе Хитрова М.П, выехал из ИВС МО МВД России "Вышневолоцкий" в 9 часов 17 минут и прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области в 11 часов 30 минут. После проведения необходимых мероприятий в 12 часов 50 минут, то есть в период обеда, согласно установленному распорядком дня в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области, Хитров М.П. был конвоирован из данного изолятора в ИВС МО МВД России "Вышневолоцкий", куда прибыл в 14 часов 50 минут.Из камерной карточки Хитрова М.П. усматривается, что последний поступил в изолятор временного содержания 7 августа 2023 года в 16 часов 40 минут и помещён в камеру N 11.
Из сообщения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области следует, что оснований для выдачи ему индивидуального рациона питания не было.
Судом установлено, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области выдача и прием горячего питания подозреваемых, обвиняемых производится в следующем порядке: завтрак с 06:40 до 07:20 часов; обед с 12.00 до 14.00 часов, ужин с 17.00 до 18.30 часов.
Установив временные периоды содержания Хитрова М.П. в СИЗО-1 г. Твери 07 августа 2023 года и передачи его в распоряжение конвойной службы, с учетом установленного в следственном изоляторе распорядка дня (завтрак с 06:40 до 07:20 часов; обед с 12:00 до 14:00 часов), суд первой инстанции пришел к выводу, что обед Хитрову М.П. с учетом повышенной нормы питания, должен был быть предоставлен не позднее 14:00 часов, независимо от времени нахождения его в пути при конвоировании.
Принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Тверской области имелась как возможность, так и обязанность обеспечить Хитрова М.П. перед этапированием горячим питанием (обедом) по установленным нормам. Следовательно, имелись основания для присуждения административному истцу компенсации за нарушение условий его содержания под стражей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 103-ФЗ).
Положения Федерального закона прямо предусматривают право подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, получать бесплатное питание, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, достаточное для поддержания здоровья и сил, по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 9 части 1 статьи 17 и статья 22).
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённые Приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, предусматривают обязанность учреждения СИЗО перед отправкой подозреваемых или обвиняемых для участия в следственных действиях за пределами следственного изолятора или в судебном заседании обеспечить их горячим питанием по установленным нормам питания; при невозможности обеспечения горячим питанием обеспечить сухим пайком (пункт 353).
Аналогичные правила закреплены в пункте 152 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950.
В силу пункта 302 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых, обвиняемых, утверждённого приказом МВД России от 07 марта 2006 года N 140-дсп, обязанность по обеспечению подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в изоляторах, питанием возлагается на орган-отправитель.
Пунктом 130 Порядка организации питания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утверждённого приказом ФСИН от 2 сентября 2016 года N 696, предусмотрено, что при конвоировании из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое, с пребыванием в пути более 6 часов, осуждённые, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением уголовно-исполнительной системы, расположенным на маршруте конвоирования.
В приложении N 6 к приказу Минюста России от
17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осуждённых, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" содержатся рационы питания и порядок обеспечения ими осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, когда невозможно приготовление горячей пищи по нормам питания, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205
"О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".
Согласно пункту 1 примечания к данному приложению по этим рационам обеспечиваются осуждённые, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, при их этапировании, конвоировании, а также на пути следования к месту постоянного проживания при их освобождении сроком свыше 6 часов, когда предоставление горячей пищи по соответствующим нормам питания не представляется возможным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 7 декабря 2023 года в неизмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 3 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Хитрова Максима Павловича - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части апелляционного определения от 3 апреля 2024 года указание на взыскание с Хитрова М.П. государственной пошлины в размере 150 рублей.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.