Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области по доверенности ФИО1 на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 30 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 9 апреля 2024 года, вынесенные по административному делу N 2а-1138/2023 по административному исковому заявлению Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее также - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по расселению граждан из аварийного жилья.
В обоснование ссылался на то, что в рамках осуществления надзора за соблюдением жилищного законодательства проведена проверка по обращению жильцов многоквартирного дома N N по "адрес", 1960 года постройки. В ходе проверки установлено, что распоряжением Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 22 декабря 2017 года N 1042-р вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Срок переселения граждан, проживающих в данном доме, установлен - 2022 год. Согласно заключению АО "Смоленский Промстройпроект" от 2017 года физический износ здания составляет 72 %. Физический износ конструкции фундамента, цоколя многоквартирного дома составляет более 60 %, физический износ стен - более 65 %, конструкции утратили первоначальные технико-эксплуатационные качества, физический износ междуэтажных перекрытий составляет 70%. Общий физический износ здания составляет 72%.
В региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы данный многоквартирный дом не включен. Администрацией до настоящего времени расселение граждан не произведено, что недопустимо, поскольку проживание в указанном жилом доме представляет опасность для жизни и здоровья его жильцов по причине аварийного состояния и угрозы его обрушения.
Просил возложить на Администрацию муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области обязанность принять меры по расселению граждан из аварийного многоквартирного дома незамедлительно по вступлению решения суда в законную силу и обеспечить безопасность для неопределенного круга лиц, посредством установки ограждающих элементов по периметру здания многоквартирного жилого дома.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 30 ноября 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены. На Администрацию муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области возложена обязанность принять меры по расселению граждан из аварийного жилья в соответствии со ст.ст. 32, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу. Суд также обязал Администрацию принять меры по обеспечению безопасности неопределенного круга лиц по периметру здания многоквартирного дома в пределах предоставленных законом полномочий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 09 апреля 2024 года резолютивная часть решения дополнена следующим содержанием: "Обязать Администрацию муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области обеспечить безопасность для неопределенного круга лиц посредством установки ограждающих элементов по периметру здания многоквартирного жилого дома N 15А ул. Строителей г. Сафоново Смоленской области".
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 31 мая 2024 года, представителем административного ответчика ставится вопрос об отмене судебных актов по мотиву неправильного применения судом норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Прокурор ФИО5, представитель заинтересованных лиц Шубенковой В.И, Ткаченко Ж.М, Елисеевой Е.А, Тихомирова Н.И, Школиной Л.В. по доверенности ФИО7 в судебном заседании суда кассационной инстанции возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции допущено не было.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, регулируются ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснено в п. 22 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
При этом определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 г.).
Так, органом местного самоуправления могут быть совершены действия по предоставлению другого жилого помещения взамен изымаемого (при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в случае включения спорного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, граждане в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеют право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (раздел второй Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014г.).Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Граждане, являющиеся нанимателями по договору социального найма жилого помещения, признанного непригодным для проживания обеспечиваются жилыми помещениями в порядке ст.ст. 86, 87 ЖК РФ (раздел третий Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г.).
Из материалов дела следует, что по адресу: "адрес" расположен аварийный двухэтажный многоквартирный жилой дом, 1960 года постройки.
В доме 8 квартир, 1 квартира находится в муниципальной собственности.
В жилом помещении квартира N данного дома проживает Шубенкова В.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся инвалидом N группы.
Распоряжением Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 22 декабря 2017 г. N 1042-р жилой дом N N по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок переселения граждан - 2022 год.
В региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы данный многоквартирный дом не включен.
Согласно техническому заключению, составленному АО "Смоленский Промстройпроект" от 2017 года, физический износ жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, составляет 72 %, здание находится в аварийном состоянии, эксплуатационные характеристики исчерпаны, восстановление и ремонт экономически не целесообразны. Физический износ конструкции фундамента, цоколя многоквартирного дома составляет более 60 %, физический износ стен - более 65 %, конструкции утратили первоначальные технико-эксплуатационные качества, физический износ междуэтажных перекрытий составляет 70%, общее состояние кровли - ограниченно работоспособное, выявлены следы протечек на элементах стропильной системы, на поверхности покрытий следы поражения грибком.
Администрацией муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области до настоящего времени расселение граждан из указанного дома не произведено.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности и исходя из наличия доказательств, свидетельствующих о длительном и виновном бездействии уполномоченного органа местного самоуправления, направленном на расселение граждан из аварийного многоквартирного дома, пришли к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по расселению граждан из аварийного дома, возложении обязанности принять меры к расселению граждан незамедлительно со дня вступления решения суда в законную силу. Также, суды возложили обязанность на Администрацию принять меры по обеспечению безопасности неопределенного круга лиц по периметру здания многоквартирного дома в пределах предоставленных законом полномочий.
Судебная коллегия соглашается с соответствующими выводами судов нижестоящих инстанций, полагая их верными, постановленными с учетом установленных по делу обстоятельств, а также при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 Постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.
Положения ЖК РФ, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не устанавливают требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.
В то же время, длительное бездействие органа местного самоуправления, выраженное в непринятии мер по расселению граждан, проживающих в таких жилых помещениях, ставит под угрозу безопасность проживающих в нем граждан, влечет ущемление их прав и интересов.
Позиция кассатора основана на ошибочном толковании норм материального права и не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 30 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 9 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 30 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.