Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М, судей Ульянкина Д.В, Иванова Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по доверенности ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 29 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 27 марта 2024 года, вынесенные по административному делу N 2а-3257/2023 по административному исковому заявлению Кротикова Сергея Геннадьевича к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по Тамбовской области, начальнику филиала "Больница ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по Тамбовской области" Ланину А.С. о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кротиков С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 50000 рублей.
В обоснование ссылался на то, что отбывая наказание по приговору суда, с августа 2022 года содержался в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, с марта 2023 года содержится и проходит лечение в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России. В период с 05 по 29 декабря 2022 года проходил обследование в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, 09 декабря 2022 года был осмотрен врачом - офтальмологом. Согласно выписному эпикризу из истории болезни N 556 ему был установлен диагноз "данные изъяты" дана рекомендация на консультацию в ТОГКБ по поводу решения вопроса об оперативном лечении. Однако с указанной даты до настоящего времени никаких действий по исполнению рекомендации не принято, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны должностных лиц ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, нарушении требований ст. 41 Конституции РФ, Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года и постановления Правительства Российской Федерации N 1466 от 28 декабря 2012 года. В течение 7 месяцев зрение на обоих глазах ухудшается, что требует принятия срочных мер.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 29 августа 2023 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, выразившееся в не направлении Кротикова С.Г. на консультацию в ОГБУЗ "Тамбовская областная глазная клиническая больница" для решения вопроса об оперативном лечении в период с 09 декабря 2022 года по августа 2023 года. На ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем принятия мер по организации консультации Кротикова С.Г. в ОГБУЗ "Тамбовская областная глазная клиническая больница" для решения вопроса об оперативном лечении согласно рекомендации врача-офтальмолога от 9 декабря 2022 года, с учетом наличия имеющегося инфекционного заболевания. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Кротикова С.Г. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в размере 50 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 27 марта 2024 года, указанное решение суда изменено, сумма компенсации снижена до 10 000 рублей. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 5 июня 2024 года, представителем административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по доверенности ФИО1 ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела. Ссылается на то, что необходимая медицинская помощь оказывалась административному истцу, незаконное бездействие со стороны административного ответчика не допущено.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
В силу статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 указанного Кодекса, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу пункта 21 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под качеством медицинской помощи понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью (часть 4 статьи 32 указанного Закона).
В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.Порядок организации оказания осужденным медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее по тексту - Порядок)
Пунктом 33 Порядка установлено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи.
Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.
Сроки ожидания оказания медицинской помощи регламентированы Программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемыми каждый год постановлением Правительства Российской Федерации.
Применительно к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, статьей 26 Федерального закона N 323-ФЗ установлено право на оказание медицинской помощи, в том числе, в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (часть 3).
Пунктом 2 вышеприведенного Порядка предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
На основании пункта 9 Порядка, в случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации уголовно-исполнительной системы или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктами "а" и "б" пункта 3 указанных Правил под невозможностью оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы понимаются: отсутствие в учреждении уголовно-исполнительной системы врача-специалиста соответствующего профиля или квалификации, оборудования или условий для оказания необходимого объема медицинской помощи; ситуация, при которой отсрочка на определенное время в оказании медицинской помощи, в том числе связанная с ожиданием транспортировки больного в другое учреждение уголовно-исполнительной системы, может повлечь за собой ухудшение его состояния, угрозу жизни и здоровью.
Обращаясь в суд с административным иском, Кротиков С.Г. ссылался на то, что в период с 5 по 29 декабря 2022 года он неоднократно предъявлял медицинскому персоналу учреждения жалобы на здоровье, наличие у него документально подтвержденного диагноза "данные изъяты". Однако необходимое медицинское обследование и лечение он своевременно не получил, длительное время испытывал боль.
Принимая решение об удовлетворении административных исковых требований, выразившееся в неоказании медицинской помощи, в размере 50 000 руб, суд первой инстанции исходил из того, что факт ненадлежащего оказания медицинской помощи Кротикову С.Г. в период его нахождения в ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России установлен и подтверждается данными медицинской карты. В частности, по медицинским показаниям Кротикову С.Г. требовалась консультация "данные изъяты", которая не могла быть оказана в условиях медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы. Однако вопрос о госпитализации данного лица длительное время не решался. Размер компенсации за допущенные нарушения установлен судом в размере 50000 рублей.
Изменяя решение суда в части суммы компенсации за нарушение условий содержания, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии нарушений условий содержания административного истца в местах лишения свободы. Однако, исходя из объема допущенных нарушений условий содержания в исправительном учреждении (оказания медицинской помощи не в полном объеме), характера и длительности этих нарушений, с учетом отсутствия на момент рассмотрения дела объективных данных об ухудшении состояния здоровья истца ввиду допущенных дефектов оказания медицинской помощи, руководствуясь принципом разумности и справедливости, снизил денежную компенсацию до 10000 рублей.
Выявленные судами первой и апелляционной инстанций нарушения свидетельствуют о нарушении права административного истца на охрану здоровья и являются основанием для присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Оснований не согласиться с соответствующим выводом суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к указанному выше выводу, подробно со ссылками на установленные обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. В кассационной жалобе обоснованность выводов суда первой и апелляционной инстанции не опровергнута.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении настоящего спора судами правильно применены нормы материального права, определены юридически значимые обстоятельства по делу и дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами также не допущено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 29 августа 2023 года в неизмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 27 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 26 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.