Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 7 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 апреля 2024 года по административному делу N 3а-5466/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, объяснения по доводам кассационной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенностям Иванова К.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя ФИО1 по доверенности Хохриной С.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коновалова А.В, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 67, утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень).
Постановлениями Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП Перечень изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2021 года, 1 января 2022 года, 1 января 2023 года.
Под пунктами 1370, 7276, 5331 в Перечни на 2021-2023 годы включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
ФИО1 (далее - административный истец), являясь собственником указанного нежилого помещения, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим вышеназванных пунктов Перечня на 2021-2023 годы, ссылаясь на то, что спорное помещение не обладает признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"; включение помещения в Перечень нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 7 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 апреля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 13 июня 2024 года, Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы ставят вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное определение судами обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, ненадлежащую правовую оценку представленных доказательств, неверное применение норм материального и процессуального права.
По мнению административного ответчика и заинтересованного лица, спорное нежилое помещение правомерно включено в оспариваемые Перечни, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме составляет более 3 000 кв.м; Актами обследования N от 7 сентября 2020 года, N от 20 июня 2023 года установлено, что 100% об общей площади помещения используется для размещения объектов торговли.
Относительно доводов кассационной жалобы представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения судами не допущены.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в силу пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с частью 2.1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N 60, налоговая база, как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв.м.
Системный анализ положений федерального и регионального налогового законодательства позволяет сделать вывод, что для включения в соответствующий Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенного в многоквартирном доме нежилого помещения необходима совокупность двух условий: наличие в многоквартирном жилом доме нежилых помещений, общая площадь которых превышает 3000 кв.м, а также фактическое использование не менее 20% площади нежилого помещения в названных в Законе целях.
Как установлено судами и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещения с кадастровыми номерами N, расположенное в многоквартирном доме по адресу: "адрес".
Административным ответчиком указано, что нежилое помещение включено в Перечни на 2021 - 2023 годы, исходя из площади нежилых помещений многоквартирного дома более 3000 кв.м и Актов обследования N от 7 сентября 2020 года, N от 20 июня 2023 года об использовании 100% площади помещения для размещения объектов торговли.
В ходе проверки доводов и возражений сторон, судами установлено, что площадь нежилых помещений в указанном многоквартирном доме согласно технической документации и сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (том 1 л.д. 65 - 77) составляет менее 3 000 кв.м, а именно - 1 313, 8 кв.м (том 1 л.д. 136 - электронный паспорт многоквартирного дома); 864, 7 кв.м (том 1 л.д. 107, 123 - выписка из технического паспорта БТИ на здание (строение) по форме 1а; технический паспорт).
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемые положения нормативного правового акта недействующими, суд первой инстанции, дав оценку представленным и исследованным по делу доказательствам по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что общая площадь нежилых помещений многоквартирного дома составляет менее 3 000 кв.м, а потому правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в пункты 1370, 7276, 5331 Перечней на 2021-2023 годы не имелось.
С таким выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным федеральным и региональным налоговым законодательством и необходимым для включения его в Перечни, не представлено, не содержится их и в материалах дела, следовательно, суды правомерно удовлетворили административный иск и признали недействующими оспариваемые пункты Перечней.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
По доводам кассационной жалобы судебные акты отменены быть не могут, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судами в полном соответствии с правилами процессуального закона.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 7 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.