Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Корпачевой Е.С, Жудова Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 28 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 мая 2024 года по административному делу N 2а-1446/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным и отмене решения о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить данные сведения из реестра.
Заслушав доклад судьи Корпачевой Е.С, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя Министерства юстиции Российской Федерации Московских В.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать распоряжение от 23 марта 2023 года N 353-р о включении административного истца в реестр иностранных агентов незаконным, возложить обязанность исключить его из указанного реестра.
В обоснование заявленных требований указал, что является российским юристом, правозащитником, главой международной правозащитной группы "Агора"; 23 марта 2023 года включен в список иностранных агентов, о чем узнал из реестра, опубликованного на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.
Полагал, что оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением действующего законодательства, нарушает его права на свободу слова и свободу выражения мнения, подвергает дискриминации, носит политический характер.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 28 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 мая 2024 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 17 июня 2024 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что административный ответчик не имел оснований для включения административного истца в реестр иностранных агентов, и не доказал обоснованность принятого решения в судебном порядке.
Кроме того, полагает, что суды нижестоящих инстанций сделали неверный вывод об отсутствии нарушения права административного истца на свободу слова, свободу выражения мнения.
Относительно доводов, изложенных в кассационной жалобе, административным ответчиком представлены возражения об их необоснованности и законности постановленных судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определиларассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 названного Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ, под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами; под поддержкой, указанной в части 1 указанной статьи, понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах.
В силу статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ под видами деятельности, указанными в его части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные указанной статьей (часть 1).
Под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности органов публичной власти, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование органов публичной власти, их решения и действия (часть 2).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 255-ФЗ политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
- участие в организации и проведении публичных мероприятий;
- в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведения публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении;
- за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
- публичные обращения к органам публичной власти, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов и лиц, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике;
- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельность, указанную в пунктах 1-5;
- финансирование деятельности, указанной в пунктах 1-6.
Таким образом, под иностранным агентом понимается российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового, отвечающее двум признакам: получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах; осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 Федерального закона N 255-ФЗ.
В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр, который содержит сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм Федерального закона N 255-ФЗ, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр (часть 1 статьи 5 названного Федерального закона).
Уполномоченным органом в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", Положением о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2023 года N 18, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 года N 10, является Министерство юстиции Российской Федерации.
Порядок включения в реестр предусмотрен статьей 7 Федерального закона N 255-ФЗ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23 марта 2023 года в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение N 353-р о включении ФИО1 в реестр иностранных агентов.
27 марта 2023 года Министерством юстиции Российской Федерации административному истцу направлено соответствующее уведомление.
Основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужили следующие обстоятельства.
В соответствии с информацией, поступившей из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ФИО1, юрист, правозащитник, общественный деятель, кандидат юридических наук, с 2005 по 2015 годы занимал пост председателя Межрегиональной Ассоциации правозащитных общественных объединений "АГОРА" (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была включена в реестр иностранных агентов), 10 февраля 2016 года Верховным Судом Республики Татарстан вынесено постановление о ликвидации организации; указанная организация получала финансирование от зарубежных некоммерческих организаций "Фонд Открытое общество" (Open Society Foundation) Д. Сороса (26 ноября 2015 года организация внесена в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации), "Фонд Макартуров" (MacArthur Foundation) и "Интерньюс Интернейшнл" (Internews International). В настоящее время ФИО1 является руководителем Международной правозащитной группы "Агора".
ФИО1 распространяет/распространял сообщения и материалы для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах: "Яндекс.Дзен"; "Twitter"; "Facebook"; "Telegram".
За период с марта 2022 года по январь 2023 года выявлены факты распространения ФИО1 сообщений и материалов SIA "Medusa Project", ООО "ЗП", ФИО9, ФИО5, ФИО6, включенных в реестр иностранных агентов.
За период с апреля 2022 года по декабрь 2022 года выявлены факты участия ФИО1 в создании сообщений и материалов SIA "Medusa Project", ООО "Москоу диджитал медиа", ООО "ЗП", ФИО7, ФИО8, ФИО9, включенных в реестр иностранных агентов.
Согласно сведениям, поступившим из прокуратуры Республики Татарстан, ФИО1 осуществляет пропаганду девиантной модели поведения, не соответствующей государственной политике Российской Федерации. Формирует у неограниченного круга лиц ложное мнение о незаконности производств по делам об административных правонарушениях в отношении участников и организаторов публичных мероприятий, проводимых в государстве в нарушение установленного законом порядка. Распространяет заведомо недостоверную общественно значимую информацию о целях специальной военной операции на Украине и дискредитирующую Вооруженные Силы Российской Федерации, а также о незаконности уголовного преследования в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности.
По информации Главного управления по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации, поступившей в Министерство юстиции Российской Федерации 23 марта 2023 года, ФИО1 принимал участие в распространении и создании материалов и сообщений для неопределенного круга лиц, а также в создании и распространении сообщений и материалов лиц, включенных в реестр иностранных агентов; установлены факты размещения высказываний ФИО1 на интернет-ресурсах "Газета.ru"; "РИА Новости"; Lenta.ru; "Новая газета"; "Радио Свобода"; ТК "Дождь"; "Бизнес Online"; "Казанский репортер"; "YouTube", в частности, высказывался против мобилизации и призыва на военную службу, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; информировал о возможностях выезда из России для избежания призыва по частичной мобилизации; недостоверно освещал специальную военную операцию.
По сведениям Федеральной службы по финансовому мониторингу от 27 января 2023 года ФИО1 получал финансирование от иностранных источников: ООО "Зона права" - 24 операции в период с января 2020 года по ноябрь 2020 года на общую сумму 2 787 860 рублей, в период с января 2020 года по ноябрь 2020 года указанное юридическое лицо получало денежные средства из Норвегии, Болгарии, Швейцарии (организация 29 сентября 2021 года включена в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента); ФИО9 - 1 операция в мае 2021 года на общую сумму 2 500 рублей, в период с сентября 2020 года по май 2021 года ФИО9 получал денежные средства из Болгарии, США (лицо 29 сентября 2021 года включено в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента).
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции; административный истец осуществлял политическую деятельность, участвуя в создании и распространении информации политического содержания, в интересах иностранного источника и под его влиянием; получал финансирование от иностранных источников.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на правильном применении приведенных выше положений действующего законодательства, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что включение ФИО1 в реестр иностранных агентов, влечет за собой дискриминацию его прав, в частности, на свободу слова, свободу выражения мнения; обусловлено политической мотивацией, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы административный иск, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда города Москвы от 28 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 14 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 июля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.