1 августа 2024 года город Москва
Судья судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Корпачева Е.С, рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу администрации муниципального образования Пронский муниципальный район Рязанской области на апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 17 апреля 2024 года об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Пронского районного суда Рязанской области от 30 июня 2022 года по административному делу N 2а-342/2022 по административному исковому заявлению прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Пронский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании устранить нарушения экологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
решением Пронского районного суда Рязанской области от 30 июня 2022 года административное исковое заявление прокурора Пронского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено; признано незаконным бездействие администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области, выразившееся в необорудовании твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, расположенных по адресам: "адрес" (N); "адрес" (N); на администрацию муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области возложена обязанность в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: "адрес" (N), твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, расположенных по адресам: "адрес" (N); "адрес" (N).
22 января 2024 года администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда до 31 октября 2025 года.
В обоснование заявленных требований указала, что создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Погореловского сельского поселения Пронского муниципального района требует значительных финансовых затрат. Согласно разработанной проектно-сметной документации стоимость выполнения работ по обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов в части населенных пунктов Погореловского сельского поселения Пронского муниципального района составляет 2 718 635, 82 рублей.
Решением Думы муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области от 20 декабря 2023 года N 2/20-вн. утвержден бюджет Пронского муниципального района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов с дефицитом в размере 29 053 051, 59 рублей.
Решением Думы муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области от 21 декабря 2023 года N 2/37-вн. утвержден бюджет Пронского муниципального района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов с дефицитом в размере 38 918 432, 83 рублей.
В марте 2023 года администрацией муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области подана заявка на участие в конкурсном отборе проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях в рамках реализации мероприятия. Цель участия в конкурсном отборе - получение субсидий в 2024 году на обустройство площадок накопления твердых коммунальных отходов на территории Погореловского сельского поселения Пронского муниципального района.
Таким образом, администрация муниципального образования Пронский муниципальный район Рязанской области принимает меры, направленные на исполнение решения суда, неисполнение которого обусловлено недостаточностью собственных средств и необходимостью получения субсидий.
Определением Пронского районного суда Рязанской области от 16 февраля 2024 года заявление администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворено частично; исполнение решения Пронского районного суда Рязанской области от 30 июня 2022 года отсрочено до 16 февраля 2025 года.
Апелляционным определением Рязанского областного суда от 17 апреля 2024 года определение суда первой инстанции отменено; в удовлетворении заявления администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции с делом 9 июля 2024 года, администрация муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе определения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что суд апелляционной инстанции неправомерно не принял во внимание приведенные обоснования невозможности исполнения решения суда в установленный срок.
С учетом положений части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 352 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном названным Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом.
Согласно части 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" установлено, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок. Аналогичные положения закреплены в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18 апреля 2006 года N 104-О.
Из материалов дела следует, что решение Пронского районного суда Рязанской области от 30 июня 2022 года до настоящего времени не исполнено.
Частично удовлетворяя заявление о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения, суд первой инстанции исходил из того, что исполнение решения суда в установленный срок для администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области является затруднительным, в связи с большими финансовыми затратам при наличии утвержденного решением Думы муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области бюджета с дефицитом в значительном размере; необходимостью получения субсидий.
Отменяя определение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд апелляционной инстанции указал, что доказательств совершения действий, направленных на реальное исполнение судебного решения, принятого с целью защиты прав граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, равно как и доказательств того, что по окончании отсрочки решение суда будет исполнено, администрацией муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области не представлено.
С выводами суда апелляционной инстанции следует согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены при правильном применении норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отсутствие достаточного финансирования не может служить основанием к отсрочке исполнения решения. Удовлетворение заявления о предоставлении отсрочки, вопреки требованиям действующего законодательства и руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведет к необоснованному затягиванию исполнения решения суда, нарушению прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Доводы жалобы об участии администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области в конкурсе по отбору проектов благоустройства общественных пространств с целью получения субсидии для реализации обустройства площадок накопления твердых коммунальных отходов, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку такое мероприятие, в силу неопределенности его итогов для заявителя, не может соответственно предрешать и срок исполнения судебного акта.
С учетом изложенного, принятый по делу судебный акт суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 17 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования - Пронский муниципальный район Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Е.С. Корпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.