Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 апреля 2009 г. N Ф04-2432/2009(5224-А75-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "НефтеСпецТранс" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Региональное отделение) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принятия к зачету на цели обязательного социального страхования выплаты на социальные пособия за 2 квартал 2008 года, начисленные с применением районного коэффициента - 1,7, включая и выплаты пособий при рождении ребенка и пособий женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности.
Заявленные требования мотивированы тем, что действия Регионального отделения по непринятию к зачету выплат по вышеуказанным пособиям с применением коэффициента 1,7 являются неправомерными и противоречащими действующему законодательству.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа автономного округа - Югры от 22.10.2008, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Региональное отделение просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, поскольку установленные субъектами Российской Федерации районные коэффициенты к заработной плате не могут применяться при определении максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также размеров других пособий и выплат, производимых за счет средств обязательного социального страхования, являющихся федеральной собственностью. Региональное отделение указывает на то, что при определении размеров всех видов пособий следует применять районный коэффициент, установленный на федеральном уровне для непроизводственных отраслей: для северной части автономного округа (севернее 600 северной широты) установлен районный коэффициент в заработной плате 1,5; для южной части автономного округа (южнее 600 северной широты) установлен районный коэффициент к заработной плате - 1,3 на основании информационного письма Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.05/09.06.2003 N 1199-16/670-25/5995.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что 11.07.2008 Обществом в Региональное отделение представлена расчетная ведомость за 6 месяцев 2008 по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации.
В раздел 1 ведомости "Расходы на цели обязательного социального страхования" включены суммы расходов Общества на выплату социальных пособий с применением районного коэффициента - 1,7.
Региональным отделением в этот раздел внесены коррективы, а именно по выплатам вышеуказанных пособий с применением коэффициента 1,5, вместо 1,7. Письмом от 16.07.2008 N 01/3999-08 Региональное отделение отказало Обществу в принятии к зачету суммы пособий в части, превышающей указанный размер.
В обоснование принятого решения по исчислению пособий по временной нетрудоспособности с применением районного коэффициента -1,5 по обязательному социальному страхованию Региональным отделением указано на применение Постановления Совета Министров Российской Федерации от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 884) и информационного письма Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке".
Полагая, что данные действия Регионального отделения не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают его права, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, арбитражные суды исходили из правомерности применения Обществом районного коэффициента 1,7 при расчете размера пособий, включая выплаты пособий при рождении ребенка и пособий женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в силу статьи 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", предусматривающей, что в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, а также Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области" (с изменениями от 04.05.1978), которым утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области.
Суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, исходя из установленных судами обстоятельств и действующих законодательных актов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.
Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены в Законе Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее по тексту - Закон N 4520-1).
Согласно части первой статьи 4 Закона N 4520-1 (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ) источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, перечисленные в этом Законе, являются республиканский бюджет Российской Федерации, а также Пенсионный фонд Российской Федерации - для лиц, получающих государственные пенсии, фонд социального страхования Российской Федерации - для лиц, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и имеющих право на выплаты, связанные с санаторно-курортным лечением.
В статье 24 Закона N 4520-1 (в редакции Закона, действующей в отчетный период) установлено, что в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.
Вышеуказанный Закон N 4520-1 определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Государство, установив в названном законе конкретные государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении названных лиц.
Право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае временной нетрудоспособности получать пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, провозглашенное в статье 24 Закона N 4520-1, обеспечено положениями настоящего Закона.
В статье 10 Закона N 4520-1 (с учетом внесенных изменений и дополнений) предусмотрено установление единого для всех производственных и непроизводственных отраслей районного коэффициента к заработной плате.
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
С момента введения в действие Трудового кодекса и вышеуказанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
С учетом изложенного, судебные инстанции в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации обоснованно руководствовались нормами законодательства СССР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицами лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
С учетом установленных обстоятельств, обоснованным является вывод арбитражных судов о правомерности применения Обществом действующего до настоящего времени Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60о северной широты Тюменской области" (с изменениями от 04.05.1978), которым утвержден районный коэффициент 1.7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60о северной широты Тюменской области.
Исходя из требований статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд пришел к выводу о том, что Региональным отделением не представлены доказательства, подтверждающие установление в спорный период единого районного коэффициента 1,5 при определении размера выплат Обществом пособий, включая и выплаты пособий при рождении ребенка и пособий женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
К таким выплатам относятся и суммы районного коэффициента, которые учитываются в составе заработной платы.
Заработная плата работникам Общества исчисляется с районным коэффициентом 1,7. Следовательно, страховые взносы в Фонд исчисляются и уплачиваются с применением указанного коэффициента.
Таким образом, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что Общество правомерно выплачивало пособия в размере полного заработка с применением районного коэффициента 1,7
Для работника Общества, получающего пособие, не имеет правового значения, кем установлен районный коэффициент, поскольку Общество уплачивает страховые взносы в Фонд социального страхования со всей заработной платы, исчисленной с районным коэффициентом 1,7.
Доводам кассационной жалобы Регионального отделения со ссылкой на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199-16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995, в котором указаны об использовании сведений о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке дана арбитражными судами правильная правовая оценка.
Арбитражным судом всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущены нарушений процессуального закона.
Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.10.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 27.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6388/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2009 г. N Ф04-2432/2009(5224-А75-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании