Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Карцевской О.А, судей: Ивановой Т.В, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6231/2023 по иску Лукьяненко А. А.ча к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево", Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы о возложении обязанности, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Лукьяненко А.А. на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 16 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2024 года
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения Лукьяненко А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы - Почтаревой Т.М, возражавшей против доводов кассационной жалобы
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лукьяненко А.А. обратился в суд с иском к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Кунцево", Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб, возложить обязанность осуществить пересадку деревьев растущих на придомовой территории, привести газон в первоначальное состояние, указанием на то, что нарушена инсоляция в его квартире, так как высаженные деревья затеняют окна его квартиры, расположенной на втором этаже многоквартирного "адрес".
Решением Кунцевского районного суда города Москвы от 16 ноября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Лукьяненко А.А. просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на допущенные судом первой и второй инстанций нарушения норм материального и процессуального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, иные участники процесса надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 02 июля 2024 года по 16 июля 2024 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лукьяненко А.А. принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес", в которой он проживает и зарегистрирован.
Управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет ГБУ "Жилищник района Кунцево".
Обращаясь в суд с заявленными требованиями Лукьяненко А.А. указано, что в результате деревьев растущих на придомовой территории указанного многоквартирного дома, нарушена инсоляция, световой режим в его квартире в результате произрастающих деревьев, которые затеняют окна его квартиры, расположенной на втором этаже многоквартирного "адрес".
Согласно ответа Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Западном административном округе г. Москвы от 21 июня 2023 года, в связи с обращением Лукьяненко А.А, специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" проведены инструментальные измерения естественной освещенности в квартире заявителя. Согласно заключения N 27-00800-09 от 13 июня 2023 года Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" в ЗАО г. Москвы, на момент проведения измерений, коэффициент естественного освещения в обследованных жилых комнатах "адрес" по адресу: "адрес" не соответствует установленным требованиям.
В целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, положениями Закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", юридическому лицу - ГБУ "Жилищник района Кунцево" осуществляющему управление вышеуказанным жилым домом направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт недостаточности доступа дневного света в квартиру истца из-за произрастающих зеленых насаждений, не нашел своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда законным, основанным на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам надлежащей оценки представленных доказательств, также указав, что в рамках рассмотрения спора факт нарушения прав истца как посадкой туй, хвойных деревьев, а также произрастающих деревьев начиная с 1994 года, отмостки вокруг дома не нашел своего подтверждения, а потому отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований, в том числе компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций согласиться не может, по следующим основаниям.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 2, п. 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Между тем, обжалуемые судебные постановления вышеприведенным требованиям закона не соответствуют.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 10 названного Закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.12.1999 N 153, определен порядок содержания зеленых насаждений, включая деревья и кустарники (Правила).
В соответствии с пунктом 5.3 Правил оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др, в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.
Кроме того, вышеуказанными Правилами предусмотрена охрана насаждений озелененных территорий.
Статьями 1 и 2 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" предусмотрено, что защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов; защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены; граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений; собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Статьей 3 вышеуказанного Закона предусмотрены случая, когда вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена, а именно: реализации проекта, предусмотренного документами территориального планирования и имеющего положительное заключение государственной экспертизы, разрешение на строительство и (или) иное специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленном Правительством Москвы; проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы; восстановления нормативного светового режима в жилых и нежилых помещениях, затеняемых деревьями, высаженными с нарушением утвержденных федеральными органами исполнительной власти или Правительством Москвы норм и правил; ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях; в этих случаях порубочный билет выдается в течение 72 часов с момента начала работ; порядок осуществления вырубки устанавливается настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Москвы, принятыми в соответствии с настоящим Законом; вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения, в том числе порубочного билета, выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы; порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников вне территории городских лесов выдается специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений; порубочный билет на производство вырубки деревьев и кустарников в городских лесах выдается в порядке, установленном Правительством Москвы; органы, уполномоченные на выдачу порубочных билетов, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников в порядке, установленном Правительством Москвы; оплата за вырубаемые деревья и кустарники, подлежащие вырубке, в установленных настоящим Законом случаях
производится лицом, получающим порубочный билет, до его выдачи в размере компенсационной стоимости.
В соответствии со ст. 17 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений, а также контроль за соблюдением установленных правил и технологий посадки и содержания зеленых насаждений осуществляется специально уполномоченным органом по защите зеленых насаждений.
Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 296-ПП утверждено Положение о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, согласно которым, данный Департамент является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, осуществляет государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений, по охране и рациональному использованию городских почв, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Таким образом, из вышеприведенных правовых норм следует, что на ГБУ города Москвы "Жилищник района Кунцево" как управляющей компании многоквартирного дома, лежит обязанность по обеспечению надлежащего содержания и текущего ремонта дворовой территории относящейся к общему имуществу дома, включая расположенные на них объекты озеленения и благоустройства.
Как указывал Лукьяненко А.А, в результате деревьев растущих на придомовой территории указанного многоквартирного дома, нарушена инсоляция, световой режим в его квартире в результате произрастающих деревьев, которые затеняют окна его квартиры, расположенной на втором этаже многоквартирного "адрес". В обоснование приведенных доводов истцом представлен ответ Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в Западном административном округе г. Москвы от 21 июня 2023 года, заключение N 27-00800-09 от 13 июня 2023 года Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" в ЗАО г. Москвы, относительно несоответствия коэффициента естественного освещения в его квартире установленным требованиям.
Суд указанным выше доводам надлежащей правовой оценки не дал, от установления юридически значимых обстоятельств относительно причинно-следственной связи нарушения инсоляции в квартире истца уклонился, ограничившись установлением формальных условий применения нормы и не исследуя фактические обстоятельства дела, причин недостаточности доступа дневного света в квартиру истца о которых было указано последним.
Согласно ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов.
В части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъяснено, что при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
По смыслу приведенной нормы процессуального права, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в той или иной области, суд назначает экспертизу по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе.
В данном случае, исходя из заявленных истцом исковых требований, подлежащим установлению судом юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения спора являлось установление соблюдения или несоблюдения требований инсоляции (нормативного светового режима в жилом помещении стороны истца) из-за произрастающих зеленых насаждения на придомовой территории или иных обстоятельств, то есть требований санитарных и гигиенических норм и правил, с учетом представленного стороной истца заключения N 27-00800-09 от 13 июня 2023 года Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" в ЗАО г. Москвы, относительно несоответствия коэффициента естественного освещения в его квартире установленным требованиям.
Данные вопросы для своего разрешения требуют специальных познаний, для правильного разрешения спора, то само по себе уклонение суда от выяснения имеющих значение обстоятельств со ссылкой на непредставление в частности истцом достаточных доказательств, не может свидетельствовать о выполнении судом задач гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела не следует (согласно протоколов судебных заседаний), что судом предлагалось лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства или разрешить вопрос о необходимости назначения по делу судебной экспертизы.
Указанное свидетельствует о том, что судом не установлены все юридически значимые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора применительно к вышеуказанным обстоятельствам и требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции недостатки не устранил.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда города Москвы от 16 ноября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2024 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.