Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 мая 2009 г. N Ф04-2462/2009(5624-А45-34)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. N Ф04-2462/2009(5330-А45-3)
Общество с ограниченной ответственностью "Грузовые автомобили" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 07.04.2008 N 6674 в части (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и требования от 16.07.2008 N 1127 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа.
Решением от 22.12.2008 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными: решение налогового органа от 07.04.2008 N 6674 в части доначисления обществу налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2007 в сумме 767 858 руб., пеней в сумме 58 226,15 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в сумме 132 251 руб., а также в части предложения уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 247 456,34 руб.; требование от 16.07.2008 N 1127 в части предложения обществу уплатить НДС за июнь 2007 года в сумме 767 858 руб., пени в сумме 58 226,15 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Кодекса в сумме 132 251 руб. и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, в том числе статьи 164, пункта 4 статьи 165, статей 171, 172 Кодекса, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований. Налоговый орган считает, что обществом не подтверждена обоснованность применения ставки по НДС в размере 0 процентов при реализации услуг по перевозке товаров вывозимых за пределы территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации, поскольку в представленных обществом копиях международных товарно-транспортных накладных отсутствуют отметки таможенных органов о вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, о ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Общество с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве. Просит судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителей сторон, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки корректирующей налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2007 года и пакета документов согласно статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации составлен акт от 06.02.2008 N 829, на основании которого налоговым органом вынесено решение от 07.04.2008 N 6674, согласно которому налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 132 251 руб., доначислен НДС в сумме 767 858 руб., пени в сумме 58 226,15 руб.; уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета НДС в сумме 378 827 руб.
Решение налогового органа в оспариваемой части мотивировано тем, что:
- в нарушение подпункта 4 пункта 4 статьи 165 Кодекса представленные обществом копии международных товарно-транспортных накладных NN 0922032, 07/1/68905, 07/1/68904, 07/1/68906 не содержат отметок внутренней таможни "Выпуск разрешен", подтверждающих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом налоговый орган ссылался на пункт 70 Инструкции о действиях лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356;
- в нарушение статей 171, 172 Кодекса, статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ общество неправомерно уменьшило общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на сумму налоговых вычетов, поскольку в товарных накладных (форма N ТОРГ-12) отсутствует должность лица, подписавшегося в приемке груза, для подтверждения права действовать от имени юридического лица без доверенности или ссылка на доверенность.
Не согласившись с решением налогового органа от 07.04.2008 N 6674 и требованием от 16.07.2008 N 1127 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в оспариваемой части, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Полно и всесторонне изучив материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, арбитражный суд принял законный и обоснованный судебный акт.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьями 171, 172 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты, которые производятся на основании счетов-фактур, соответствующих требованиям статьи 169 Кодекса, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), при условии принятия товаров (работ, услуг) на учет и при наличии первичных документов.
Согласно пунктам 2, 6 статьи 169 Кодекса, счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Арбитражным судом установлено, что счета-фактуры, подтверждающие налоговые вычеты по НДС в размере 846 599 руб., составлены без нарушений.
Поскольку налогоплательщиком в подтверждение права на налоговый вычет представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 172 Кодекса, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение налогового органа по данному эпизоду, так как неполное отражение отдельных реквизитов товарных накладных ТОРГ-12 (отсутствие расшифровки подписей лиц, принявших товар, а также отсутствие указания на доверенность) не являются основанием к отказу в возмещении НДС.
Согласно материалам дела и установлено судом, что общество осуществляло услуги по транспортировке автомобильным транспортом экспортируемых из Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 данного пункта. Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками.
Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов при реализации работ, (услуг), указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, приведен в пункте 4 статьи 165 Кодекса, согласно которому налогоплательщик должен, в том числе в налоговый орган представить контракт, заключенный с российским, либо иностранным лицом на выполнение работ (услуг), копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации) (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 Кодекса). Положения подпункта 4 пункта 4 статьи 165 Кодекса применяются с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса.
Российская Федерация с Республикой Беларусь имеет единое экономическое пространство в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 525 от 25.05.95 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации и Республики Беларусь". В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.1995 N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации N 525", таможенный контроль подлежит отмене в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь с целью развития экономических отношений и формирования единого таможенного режима 06.01.1995 заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Соглашение о Таможенном союзе). В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения о Таможенном союзе стороны отменили таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах, что предусматривает отмену проставления отметки "Товар вывезен" в момент пересечения товаром границы государства - участника Таможенного союза.
Согласно пункту 20 Порядка действия должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 N 1327, порядок не применяется в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации (ввозимых в Российскую Федерацию) через российско-белорусский участок государственной границы Российской Федерации.
Как установлено судом, международные товарно-транспортные накладные (CMR) NN 07/1/68905, 07/1/68904, 07/1/68906, подтверждающие оказание услуг по контракту с "Sovtransavto Deutschland GmdH Internationale Spedition" (Германия) без номера от 29.08.2006 по счету-фактуре от 02.04.2007 N 389/1 на сумму 678 727 руб. содержат отметки Белорусской таможни на белорусском языке (груз мытны); международная товарно-транспортная накладная (CMR) N 0922032, подтверждающая оказание услуг по контракту с "Caribben Transport Agency Inc" без номера от 04.05.2007 по счету-фактуре от 04.05.2007 N 532 на сумму 258 584 руб. содержит отметку Белорусской таможни на белорусском языке (груз мытны 229); грузовая таможенная декларация N _3202 (л.д.126, т. 1) содержит отметку Одинцовской таможни "выпуск разрешен"; налогоплательщиком в материалы дела представлены свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита с подтверждением о прибытии, в которых имеется ссылка на (CMR) NN 07/1/68905, 07/1/68904, 07/1/68906, 0922032.
Исследовав в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражным судом сделан вывод, что представленные обществом документы являются достаточным доказательством для подтверждения факта ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.
Кроме того, обществом были направлены запросы в таможенные органы, с приложением необходимых документов, о подтверждении факта ввоза товаров через российско-белорусский участок государственной границы Российской Федерации. Таможенным органом отказано в предоставлении подтверждений со ссылками на пункт 20 Порядка, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 N 1327 (л.д.137-143, т. 1).
Исходя из указанных обстоятельств и положений названных норм права, арбитражный суд правомерно признал решение налогового органа по данному эпизоду недействительным, поскольку обществом представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 Кодекса для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг по перевозке грузов в режиме импорта в Российскую Федерацию.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов арбитражного суда относительно установленных обстоятельств по делу и представленным в материалы дела доказательствам, направлены на переоценку выводов суда, оснований к чему кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.12.2008 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10991/2008-45/294 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражным судом сделан вывод, что представленные обществом документы являются достаточным доказательством для подтверждения факта ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.
Кроме того, обществом были направлены запросы в таможенные органы, с приложением необходимых документов, о подтверждении факта ввоза товаров через российско-белорусский участок государственной границы Российской Федерации. Таможенным органом отказано в предоставлении подтверждений со ссылками на пункт 20 Порядка, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 18.12.2006 N 1327 (л.д.137-143, т. 1).
Исходя из указанных обстоятельств и положений названных норм права, арбитражный суд правомерно признал решение налогового органа по данному эпизоду недействительным, поскольку обществом представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 Кодекса для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг по перевозке грузов в режиме импорта в Российскую Федерацию."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2009 г. N Ф04-2462/2009(5624-А45-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-10991/2008
01.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-10991/2008
13.08.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10982/09
05.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2462/2009
04.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2462/2009
24.02.2009 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1668/09