Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анненковой К.К, судей Курлаевой Л.И, Ивановой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в "адрес" о включении в стаж работы время работы на муниципальной должности, обязании назначить ежемесячную надбавку к ежемесячному денежному вознаграждению, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Мещанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в "адрес" о включении в стаж работы в должности судьи Российской Федерации время работы на муниципальной службе в должности - консультант по юридическим вопросам Думы "адрес", консультант по юридическим вопросам Думы "адрес" в консультационно-юридическом отделе, обязании назначить ежемесячную надбавку к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% от ежемесячного пожизненного содержания, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Мещанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, телефонограммами, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. Стороны ходатайствовали о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, оснований для отложения судебного разбирательства не усматривает.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет полномочия судьи, с ДД.ММ.ГГГГ работает судьей Свердловского районного суда "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Управление Судебного департамента в "адрес" с заявлением о назначении ежемесячной надбавки к денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, как судье, имеющей право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере при выходе в отставку, но продолжающей работать, по п. 1 ст. 19 Закона N.
ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 рассмотрено комиссией по назначению и выплате ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, мировым, которая установила, что у ФИО1 имеется стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения ей надбавки в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N на ДД.ММ.ГГГГ, который составляет 25 лет 06 мес. 19 дней, из них 16 лет 01 месяц 05 дней работа судьей, то есть менее 20 лет.
При этом, в стаж работы истца в области юриспруденции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включены периоды ее работы в МП "Жилищник" в должности юрисконсульта 2 категории (0 лет 08 мес. 10 дн.); в Думе "адрес" в должности консультанта по юридическим вопросам Думы "адрес", консультант по юридическим вопросам Думы "адрес" в консультационно-юридическом отделе (07 лет 07 мес. 28 дн.), в Костромском областном суде в должности консультанта отдела кодификации и систематизации законодательства (01 год 01 мес. 06 дн); в должности мирового судьи судебного участка N "адрес" (06 лет 01 мес. 01 дн) и в должности судьи Свердловского районного суда "адрес" (10 лет 00 мес. 04 дн.).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение об отказе истцу в назначении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% от ЕПС, которое могло быть ей назначено при выходе в отставку, в связи с не достижением возраста 55 лет.
Как указывала истец ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в Комиссию по назначению и выплате ежемесячного пожизненного содержания судьям с заявлением о назначении и выплате ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% от ежемесячного пожизненного содержания со ссылкой в обоснование на ст.15 Закона Российской Федерации "О статусе судей Российской Федерации", в удовлетворении которого ей вновь было отказано в связи с отсутствием 20-летнего стажа работы в должности (качестве) судьи.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, установив все обстоятельства дела на основании представленных доказательств, оценив их по правилам статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку работа в должности консультант по юридическим вопросам Думы "адрес", консультант по юридическим вопросам Думы "адрес" в консультационно-юридическом отделе не поименована в ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", а также в п. 3.1 Инструкции, как работа, подлежащая включению в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот. Данный перечень является исчерпывающим и расширению не подлежит.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в апелляционном определении, дополнительно отметив о несостоятельности ссылки истца на Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, поскольку в данном постановлении указано, что положение части первой статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" получило неоднозначную трактовку при решении вопроса, какие профессии (должности), связанные с функционированием органов юстиции, должны учитываться при исчислении стажа работы по юридической профессии в государственных организациях, что, в частности, позволяло не включать в него работу имевших высшее юридическое образование государственных нотариусов.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов верными основанными на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу.
Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрено, что пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.
Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи (абзац 1 пункта 5 статьи 15).
Судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 настоящего Закона (абзац 40 пункта 1 статьи 19).
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.
ДД.ММ.ГГГГ был принят Федеральный закон N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".
Согласно указанному Федеральному закону судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку (статья 3).
Статьей 7 этого же Федерального закона в редакции Федерального закона от 22 октября 2014 года N 309-ФЗ установлено, что в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
Ранее (по состоянию на 3 июля 2002 года) статья 7 устанавливала, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 309-ФЗ на судей, назначенных (избранных) на должность судьи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и замещающих указанную должность на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствии с их выбором распространяются положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) или положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 года.
В связи с вопросами, возникшими при применении Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении Президиума от 19 марта 1997 года разъяснил, что в стаж работы в качестве судьи применительно к требованиям статьи 7 Закона включается работа в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в аппарате органов юстиции (Министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя и адвоката, если эта работа предшествовала назначению на должность судьи.
Согласно п. 1.2 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности судьям Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда РФ N 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ N 234 от 10.08.2015, право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют: судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет, - независимо от возраста; судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет, - при достижении ими возраста 55 лет (для женщин - 50 лет); судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.
В п. 2.1 Инструкции указано, что основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности, ежемесячного возмещения является заявление лица, имеющего на это право. Время подачи заявления каким-либо сроком не ограничивается. Ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное возмещение назначается с даты регистрации заявления в управлении Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - управление Судебного департамента) либо в суде, имеющем свою бухгалтерию (далее - суд), но не ранее наступления права на его получение.
В соответствии с п. 3.1 Инструкции, для судей, назначенных (избранных) на должность до 22 октября 2014 г, в стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы: судьей со дня зачисления в штат суда в установленном законом порядке по день отчисления из штата суда (по день освобождения от должности судьи); государственным арбитром; в аппаратах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, федеральных арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполняющим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката; государственным нотариусом с момента получения высшего юридического образования.
Согласно п. 3.3 Инструкции, время работы на должностях, перечисленных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей Инструкции, включается в стаж работы в качестве судьи, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.
Как указано в п. 5.4 Инструкции, аналогичный порядок назначения ежемесячного пожизненного содержания распространяется на работающих судей, имеющих право на получение 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (заявление на назначение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания оформляется согласно приложению N 4, N 5 к данной Инструкции).
Суд, правильно истолковав закон, пришел к верному выводу о том, что оснований для исчисления стажа работы в должности судьи с учетом периодов, поименованных в п.5 ст.4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", в целях определения права на получение 50% ЕПС, в рассматриваемом случае у ответчика не имелось, поскольку для возникновения у истца права на получение 50% ЕПС в соответствии с п.1 ст.19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" работающий судья должен достичь определенного возраста 60 лет (женщины-55 лет), в связи с чем предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда не имелось.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в соответствии с вышеприведенным правовым регулированием спорный период работы истца в рассматриваемом случае не может быть включен в стаж работы в должности (качестве) судьи в соответствии со ст. 7 Федерального закона N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" для назначения ежемесячной выплаты к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ЕПС на основании п.5 ст.15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", поскольку работа в должности консультант по юридическим вопросам Думы "адрес", консультант по юридическим вопросам Думы "адрес" в консультационно-юридическом отделе не поименована в ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", как работа, подлежащая включению в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот. Как верно отмечено судом указанный перечень является исчерпывающим и расширению не подлежит.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой и апелляционной инстанции норм материального права.
Доводы жалобы о не рассмотрении судом ходатайства о направлении по запроса в Конституционный Суд РФ для проверки конституционности положений закона, примененного судами при разрешении дела, не свидетельствуют о нарушении судами норм гражданского процессуального права, влекущих отмену оспариваемых постановлений суда.
Согласно статье 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального конституционного закона, федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Конституции республики, устава, а также закона либо иного нормативного акта субъекта Российской Федерации, изданного по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности соответствующего нормативного акта.
Вопреки доводам кассационной жалобы обращение с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда.
Поскольку при разрешении и рассмотрении настоящего гражданского дела сомнений в конституционности примененных правовых не возникло, то предусмотренных законом оснований для направления такого запроса в Конституционный Суд Российской Федерации судебная коллегия не усматривает.
При этом в силу пункта 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации заявитель жалобы вправе самостоятельно обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.
Иные обстоятельства, на которые ссылается заявитель, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта в кассационном порядке.
Доводов, опровергающих выводы суда либо ставящих под сомнение законность и обоснованность таких выводов, в кассационной жалобе не приведено.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции, указанным доводам дана надлежащая оценка в судебном постановлении суда апелляционной инстанции. Судебная коллегия с данной оценкой соглашается, оснований для иных выводов и иной оценки обстоятельств дела не имеется.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.