Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 апреля 2009 г. N Ф04-2363/2009(5050-А70-43)
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2009 г.
Индивидуальный предприниматель Б. (далее по тексту - ИП Б., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации г. Тюмень о признании незаконным решения об отказе в корректировке проекта красных линий улиц Советская - Челюскинцев г. Тюмени, изложенного в письме от 22.08.2008 исх. N 19-1631.
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ в корректировке красных линий в испрашиваемых границах, в котором делается ссылка на статью 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей установление и изменение красных линий лишь в составе проектов планировки является неправомерным, так как нарушает права заявителя.
По мнению заявителя, документом, который в настоящее время регулирует красные линии в границах г. Тюмени, является проект красных линий, утвержденный постановлением главы администрации города Тюмени от 05.07.1995 N 13, в который в последующем вносятся изменения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент градостроительной политики администрации г. Тюмени.
Решением от 07.11.2008 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 29.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме.
Решение об отказе в корректировке проекта красных линий улиц Советская - Челюскинцев признано незаконным.
В кассационной жалобе администрация г. Тюмени, ссылаясь на неправильное толкование норм материального и процессуального права и несоответствие выводов арбитражных судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении требований ИП Б.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Б. просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что ИП Б. является собственником трех смежных земельных участков, площадью 1941 кв.м, поставленных на кадастровый учет, в границах которых расположено незавершенное строительством здание.
В связи с разработкой проекта реконструкции незавершенного строительством объекта ИП Б. стало известно, что часть незавершенного данного объекта расположена за пределами существующих красных линий.
ИП Б. 10.04.2008 обратился в администрацию муниципального образования г. Тюмень с заявлением о корректировке и переносе красных линий по ул. Челюскинцев на 2 метра, по ул. Советская - на 2,6 метра, в связи с тем, что корректировка проекта красных линий в районе улиц Советская - Челюскинцев возможна и не нарушает чьих-либо прав, а именно:
- проект незавершенного строительством объекта разработан с учетом красных линий, установленных на момент разработки проекта и согласован уполномоченными органами;
- посадка здания согласована уполномоченными структурными подразделениями администрации города Тюмени;
- здание расположено в створе рядом расположенных зданий.
Письмом от 05.05.2008 N 438/1-гр администрация г. Тюмени сообщила ИП Б., что заседанием градостроительной комиссии администрации города Тюмени принято решение согласовать ИП Б. корректировку красных линий (л.д. 13, 11).
В целях окончательного оформления переноса красных линий 05.06.2008 ИП Б. обратился к главе администрации г. Тюмени с заявлением о переносе красных линий по улице Советская - Челюскинцев в г. Тюмени (вх. N 19-1631 от 05.06.2008), приложив к данному заявлению предложение по корректировке красных линий жилой и общественной застройки в границах улиц Челюскинцев - Советская - Кирова, изложенное в письме от 04.06.2008 N 168 муниципального унитарного предприятия г. Тюмени "Городской архитектурно-инженерный центр".
Письмом исх. N 19-1631 от 22.08.2008 "Об отказе в корректировке проекта красных линий" администрация г. Тюмени в лице Департамента градостроительной политики указала на возможность рассмотрения вопроса о корректировке проекта красных линий при условии разработки и утверждения основной части проекта планировки территории, в том числе по ул. Советская - Челюскинцев.
Полагая, что отказ в корректировке красных линий в районе улиц Советская - Челюскинцев является незаконным и нарушающим его права, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования и признавая данный отказ как нарушение права заявителя, арбитражные суды исходили из того, что в соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при объединении по инициативе правообладателя земельных участков в один, либо изменении общей границы земельных участков, подготовки документации по планировке территории не требуется.
Кроме того, арбитражные суды установили отсутствие оснований для отказа администрации г. Тюмени в корректировке красных линий, поскольку Постановление главы г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 в установленном порядке в полном объеме не было опубликовано, что в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации данное постановление не подлежит применению как нормативный правовой акт.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, исходя из установленных арбитражными судами обстоятельств и действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из данной нормы права, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
Согласно части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Согласно частям 2 и 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект красных линий входит в основную часть проекта планировки территории, который является одним из документов территориального планирования в соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных в обжалуемых судебных актах норм Градостроительного кодекса Российской Федерации арбитражными судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонены доводы администрации г. Тюмени о невозможности применения к настоящему спору положений части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правомерными являются выводы судебных инстанций о том, что в данном случае не требуется подготовка документации по планировке территории. Подготовка землеустроительной документации в таком случае должна осуществляться в порядке, установленном земельным законодательством.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что земельный участок, на котором расположено незавершенное строительством - административное здание ИП Б., образован путем объединения трех участков. Земельный участок, площадью 1941 кв.м, поставлен на кадастровый учет.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято в качестве дополнительного доказательства о возможной корректировки красных линий письмо от 05.05.2008 N 438/1-гр, которым администрация г. Тюмени сообщила ИП Б. о том, что заседанием градостроительной комиссии администрации г. Тюмени принято решение согласовать ИП Б. корректировку красных линий по вышеуказанному адресу.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15).
В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" N 1550-1 от 06.07.1991 (в редакции от 22.12.1993) постановления главы местной администрации, затрагивающие права граждан, должны быть доведены до сведения населения.
Согласно статье 61 Устава г. Тюмени (ред. от 05.07.2007) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования, если соответствующим муниципальным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу. Муниципальные правовые акты, подлежащие обнародованию, публикуются в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления г. Тюмени. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
Арбитражным судом установлено, что текст Постановления главы администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении Проекта красных линий города Тюмени" был опубликован в издании "Тюменский курьер" N 5 только 19.01.2006.
При этом в опубликованной части Постановления главы администрации г. Тюмени N 13 от 05.07.1995 указывается только на факт утверждения проекта красных линий г. Тюмени. Из текста данного Постановления не следует, по каким именно территориям проходят красные линии в г. Тюмени, поскольку непосредственно описание границ красных линий опубликовано не было.
На основании изложенного арбитражные суды обоснованно указали на то, что поскольку Постановление главы города Тюмени N 13 от 05.07.1995 "Об утверждении проекта красных линий г. Тюмени" в установленном законе порядке в полном объеме официально опубликовано не было, данное Постановление в соответствии со статьей 61 Устава г. Тюмени не вступило в силу и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не подлежит применению.
При таких обстоятельствах отказ администрации г. Тюмени в корректировке проекта красных линий, изложенный в письме исх. N 19-1631 от 22.08.2008, являющийся актом применения уполномоченным муниципальным органом ненадлежащего применения нормативного правового акта - Постановления главы г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 нарушает права заявителя и обоснованно признан арбитражными судами незаконным.
Более того, подготовленные Департаментом градостроительной политики администрации г. Тюмени выкопировка из плана города по состоянию на 07.03.2008 (л.д. 14), выкопировка из плана города к АПЗ по состоянию на 09.06.2008 (л.д. 23) и план земельного участка по состоянию на 09.06.2008 (л.д. 22) содержат указания на прохождение красных линий по земельному участку заявителя, что свидетельствует о нарушении прав данного предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении дела арбитражными судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, и выводы арбитражных судов соответствуют этим обстоятельствам, ошибок в применении и толковании норм материального или процессуального права не допущено.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного Кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов по тем доводам, изложенным в кассационной жалобе заявителя, которые направлены на переоценку установленных арбитражными судами обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.11.2008 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 29.01.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6136/25-2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2009 г. N Ф04-2363/2009(5050-А70-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании