Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 мая 2009 г. N Ф04-2352/2009(5031-А45-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Промстрой-Д" (далее - ООО "Промстрой-Д", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия по непредставлению в аренду сформированного земельного участка площадью 7 915 кв.м., и обязанию заключить договор аренды оспариваемого земельного участка.
Решением от 20.08.2008 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением от 26.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда принятое по делу решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Промстрой-Д" просит отменить постановление апелляционной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права.
Общество заявляет, что суд апелляционной инстанции не дал оценку представленным Обществом доказательствам.
ООО Промстрой-Д" считает, что в нарушение пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и своих обязательств, возникших вследствие опубликования объявления о передаче земельного участка без проведения торгов, Администрация не заключила договор аренды спорного земельного участка с Обществом.
ООО "КНК Строй" представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области суда от 20.08.2008 на администрацию Новосибирского района Новосибирской области возложена обязанность по заключению с ООО "Промстрой-Д" договора аренды земельного участка площадью 7 915 кв.м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Криводановского сельсовета, с. Криводановка, ул. Зеленая, участок N 214 для строительства пятиэтажного жилого дома N 214 по генплану сроком на 4 года на основании проекта договора, предложенного ООО "Промстрой-Д".
Данный земельный участок сформирован и стоит на государственном кадастровом учете под номером 54:19:02 01 04:0349.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок предоставлен в аренду ООО "КНК Строй" в соответствии с договором аренды от 10.09.2007 N 116, зарегистрированном Управлением Федеральной регистрационной службы по Новосибирскому району 13.11.2007 сроком действия с 10.09.2007 по 10.09.2010.
До настоящего времени указанный договор аренды сторонами не расторгнут, не признан недействительным в установленном законом порядке.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о неправомерности заявленных Обществом требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 30 ЗК РФ. Данная процедура включает в себя работы по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, проведение торгов и подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (при наличии одной заявки).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 ЗК РФ. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи (т.е. на торгах).
Согласно пункту 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Следовательно, земельным законодательством предусмотрены два случая, когда земельный участок для строительства в аренду предоставляется без предварительного согласования, т.е. на торгах: это в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим либо физическим лицом, и в случае, когда земельный участок предоставляется под размещение объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке, которая включает в себя соответствующую документацию о градостроительном планировании развития территорий (в том числе генеральные планы городских и сельских поселений), а также аналогичную документацию о застройке (в том числе проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений), и правилами землепользования и застройки. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ему должен предшествовать выбор участка для строительства.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Спорный земельный участок находится в муниципальной собственности и правом на его распоряжение обладает Администрация, которая не принимала решения о предоставлении данного земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Постановлением Администрации от 10.10.2006 N 582 был утвержден проект границ земельного участка. Пунктом 2 постановления предусмотрено принятие заявлений на заключение договора аренды. Судом апелляционной инстанции установлено, что объявление о приеме заявлений Администрацией не подавалось, что подтверждается справкой от 01.11.2008 N 14045101-12.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами суда апелляционной инстанции о том, что постановление Администрации от 10.10.2006 N 582 "Об утверждении проекта границ земельного участка для строительства пятиэтажного жилого дома" не может рассматриваться как принятие решения о предоставлении земельного участка без проведения торгов, поскольку не содержит указание в тексте на принятие данного решения.
Таким образом, судом установлено, что Администрацией не было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, не определено место подачи заявок, а, следовательно, не осуществлялся и прием заявок на заключение договора.
Публикация в газете "Приобская правда" от 12.10.2006 года не является доказательством соблюдения порядка предоставления земельного участка без предварительного согласования, установленного подпунктом 3 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявление OOО "Промстрой-Д" о заключении договора аренды спорного земельного участка подано неуполномоченному органу - администрации Криводановского сельсовета, так как с 01.07.2006 года Администрация распоряжается землями муниципальных поселений в Новосибирском районе.
Распоряжением Администрации от 24.05.2007 N 183-р было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка, которое не было оспорено и является действительным. С победителем аукциона - ООО "КНК Строй" был заключен договор аренды спорного земельного участка от 10.09.2007 N 116.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление земельного участка ООО "Промстрой-Д" не представляется возможным, поскольку он обременен правами другого лица - ООО "КНК Строй".
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу N А45-12379/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 мая 2009 г. N Ф04-2352/2009(5031-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании