Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 мая 2009 г. N Ф04-3013/2009(7144-А67-9)
(извлечение)
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области (далее - Управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Сибирский химический комбинат" (далее - ФГУП "СХК") о взыскании задолженности по плате за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в размере 6 918 935,54 руб. за 4 квартал 2007 года.
Заявленные требования основаны ссылками на статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28.08.1992 N 632 и мотивированы ненадлежащим исполнением обязательства по оплате задолженности за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников.
Определением от 21.10.2008 суд в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальную замену ФГУП "СХК" на его правопреемника открытое акционерное общество "Сибирский химический комбинат" (далее - ОАО "СХК", общество).
Решением от 01.12.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
В кассационной жалобе ОАО "СХК", ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, просит их отменить и принять новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на непредставление расчета платы за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в соответствии с пунктом 1.3 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды"; считает плату за выброс вредных веществ в атмосферу при отсутствии специального разрешения мерой воздействия на нарушителя, ссылаясь на то, что за превышение установленных нормативов субъекты хозяйственной деятельности несут имущественную, дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.
Управление Ростехнадзора представило отзыв, в котором высказалось против удовлетворения кассационной жалобы, находя её доводы необоснованными, а обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением Ростехнадзора на основании сведений о фактических выбросах за 4 квартал 2007 года, представленных ОАО "СХК", в соответствии с действующим законодательством был проведен расчет платы за выбросы, по которому общий размер платы составил 8 938 112,11 руб. за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников.
С учетом того, что ОАО "СХК" внесена плата за 1 квартал 2008 года в размере 2 019 176,57 руб., размер задолженности составил 6 918 935,54 руб.
Управлением Ростехнадзора было направлено в адрес ОАО "СХК" требование от 20.05.2008 N 1868/н об уплате задолженности по плате за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников за 4 квартал 2007 в размере 6 918 935,54 руб.
Непогашение обществом задолженности по уплате за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников послужило основанием Управлению Ростехнадзора для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходили из доказанности обстоятельств того, что в 4 квартале 2007 года общество осуществляло выбросы вредных веществ в отсутствие оформленного разрешения, поэтому обязано произвести плату из расчета как за сверхлимитный выброс.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы суда основанными на материалах дела и соответствующими действующему законодательству.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-Ф3 "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
В этом случае, плата за загрязнение окружающей природной среды определяется по пункту 5 Порядка, а именно, путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 обществом был представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2007 года на сумму 2 019176,57 руб.
В установленные сроки ОАО "СХК" внесло плату в размере 2 019176,57 руб. в бюджеты всех уровней.
Управление Ростехнадзора в соответствии с возложенными на него функциями администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду, проведя проверку правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы, установило, что ОАО "СХК" при отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ от стационарных источников определило размер платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников как за выбросы, не превышающие установленные предельно допустимые нормативы выбросов.
Согласно РД 19-02-2007 "Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух" (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626) по результатам проведенной документальной проверки Управление Ростехнадзора доначислило сумму недоимки по плате, произведя расчет в соответствии с приложением N1 "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды".
Факт выброса ОАО "СХК" вредных веществ в атмосферный воздух при отсутствии оформленного специального разрешения в спорный период подтверждается материалами дела и не отрицается обществом.
Поскольку общество в добровольном порядке не внесло плату за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, судебные инстанции на основании статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" правомерно взыскали сумму платы в размере 6 918 935,54 руб.
В нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило доказательств отсутствия обязанности по внесению платы в предъявленной сумме.
Изложенные в кассационной жалобе доводы неубедительны, не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, подлежат отклонению.
При разрешении спора судом не допущено нарушений, которые в соответствии со статей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 01.12.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 по делу N А67-4664/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Сибирский химический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 мая 2009 г. N Ф04-3013/2009(7144-А67-9)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании