Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 июня 2009 г. N Ф04-3184/2009(7559-А27-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Холдинговая компания "Сибирский цемент" (далее - ОАО "ХК "Сибирский цемент", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной антимонопольной службе России (далее - ФАС России) об оспаривании постановления от 04.12.2008 по делу об административном правонарушении N 1 14.32/470-08 о наложении штрафа в размере 2,39% от реализации управленческих услуг на рынке цемента за 2007 год, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.01.2009 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность принятого судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ФАС России просит отменить состоявшийся по делу судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Кроме того ФАС России не согласно с выводом суда об отсутствии состава административного правонарушения, считает доказанными согласованные действия, ограничивающие конкуренцию и недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством.
В отзыве на кассационную жалобу Общество отклонило доводы ФАС России.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационной жалобы и возражения на ее доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в адрес ФАС России поступила жалоба Читинского регионального отраслевого объединения работодателей "Забайкальская ассоциация строительных организаций" от 25.09.2007 N 28576 на действия администрации Иркутской области, выразившиеся в установлении ограничений на отгрузку цемента за пределы Иркутской области с 20.09.2008 года, и как следствие прекращение поставок цемента на территорию Читинской области.
По результатам проверки 21.08.2008 комиссией ФАС России принято решение (изготовлено в полном объеме 02.09.2008), которым администрация Иркутской области, Департамент градостроительной деятельности и дорожного хозяйства Иркутской области, ОАО "РЖД" в лице Восточно-Сибирской железной дороги, ОАО "ХК "Сибирский цемент", ООО "ЗапСибЦемент" признаны нарушившими пункты 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) в части раздела товарного рынка по территориальному принципу, а также ограничению допуска на товарный рынок цемента.
В отношении ОАО "ХК "Сибирский цемент" ФАС России 24.09.2008 возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ.
ФАС России 13.10.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 1 14.32/470-08 и вынесено постановление от 04.12.2008 о наложении на ОАО "ХК "Сибирский цемент" административного штрафа, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ в размере 2,39% от реализации управленческих услуг на рынке цемента за 2007 год, что составило 50 298 860 руб.
Основанием для вынесения постановления указано осуществление администрацией Иркутской области, Департамента градостроительной деятельности и дорожного хозяйства Иркутской области, Восточно-Сибирской железной дорогой - филиала ОАО "РЖД", ОАО "ХК "Сибирский цемент", ООО "ЗапСибЦемент" согласованных действий в период с сентября по декабрь 2007 года, направленных на раздел товарного рынка по территориальному принципу, а также на ограничение доступа на рынок цемента потребителей из-за пределов Иркутской области.
Несогласие с данным постановлением послужило основанием для обращения ОАО "ХК "Сибирский цемент" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции о признании недействительным обжалуемого постановления ФАС России, исходит из следующего.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о конкуренции действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке являются согласованными в том случае, если они одновременно удовлетворяют двум условиям, определенным частью 1 статьи 8 Закона о конкуренции: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; 2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.
Статьей 16 Закона о конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Предметом соглашения между администрацией Иркутской области и ОАО "ХК "Сибирский цемент" о социально-экономическом сотрудничестве на 2007 год явилось взаимодействие сторон, направленное на обеспечение эффективной работы Ангарского цементногорного комбината, входящего в состав ОАО "ХК "Сибирский цемент".
Во исполнение указанного соглашения Общество обязалось произвести 1030000 тонн цементной продукции, реализовать за пределы Иркутской области только невостребованный строительным комплексом Иркутской области цемент.
ФАС России вменяет Обществу в вину согласованные действия, направленные на раздел товарного рынка по территориальному принципу, а также на ограничение доступа на рынок цемента потребителей из-за пределов Иркутской области.
В соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложения административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На момент заключения соглашения от 27.02.2007 административной ответственности за вменяемое Обществу правонарушение не существовало, так как статья 14.32 КоАП РФ внесена в Кодекс Федеральным законом N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 09.04.2007 и вступила в действие 13.05.2007, то есть после заключения соглашения.
Согласно статье 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Исходя из вышеперечисленных норм права привлечение ОАО "ХК "Сибирский цемент" по статье 14.32 КоАП РФ является неправомерным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Оказание управленческих услуг, в данном случае, не подпадает под признаки товарного рынка, на котором антимонопольным органом выявлено нарушение.
Следовательно, исчисление размера штрафа, исходя из выручки Общества от предоставления управленческих услуг, необоснованно и противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установив фактические обстоятельства дела и дав им надлежащую правовую оценку, удовлетворил заявленные требования о признании ненормативного акта антимонопольного органа недействительным.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.301.2009 по делу N А27-324/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июня 2009 г. N Ф04-3184/2009(7559-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании