Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 июня 2009 г. N Ф04-3182/2009(7556-А27-29)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 марта 2010 г. по делу N А27-918/2009
Общество с ограниченной ответственностью "Конвент плюс" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточнённым в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим постановления администрации города Кемерово (далее по тексту - администрация) от 25.12.2008 N 190 "Об утверждении перечня объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее по тексту - постановление N 190) в части включения в перечень объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемого им нежилого помещения площадью 684,80 кв.м., расположенного в доме N 7 на Притомской набережной города Кемерово.
Решением от 20.03.2009 Арбитражного суда Кемеровской области заявленное обществом требование удовлетворено. Постановление N 190 признано недействующим, вследствие его несоответствия п. 4.1 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 209-ФЗ) и п. 3.1 Положения "О порядке формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектами малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, порядке и условиях предоставления в аренду имущества из указанного перечня", утвержденного решением Кемеровского городского Совета народных депутатов N 188 от 22.12.2008 (далее по тексту - Положение).
Администрация просит отменить принятое 20.03.2009 Арбитражным судом Кемеровской области решение, и направить дело на новое рассмотрение.
Общество и прокуратура Кемеровской области отзывы на кассационную жалобу не предоставили.
Представителем администрации в судебном заседании поддержаны доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании просил оставить кассационную жалобу администрации без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение Арбитражным судом Кемеровской области при принятии решения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции, в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения Арбитражным судом Кемеровской области при принятии решения норм материального и процессуального права, считает его подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что общество заключило 18.08.2003 с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (далее по тексту - Комитет) договор N 8421, в соответствии с условиями которого последний передаёт для использования в качестве ресторана нежилое помещение, общей площадью 615,3 кв.м., в том числе подвал - 230,9 кв.м., расположенное на Притомской набережной, д. 7 в г. Кемерово, относящееся к объектам муниципального нежилого фонда г. Кемерово. Срок действия договора установлен с 01.07.2003 по 01.07.2013 (т. 1 л.д. 30 - 33).
В отношении здания, в пределах которого находятся арендуемые обществом помещения, принято решение, утверждённое распоряжением администрации от 04.06.2008 N 2195, о продаже его на аукционе с открытой формой подачи предложений о цене. Начальная цена нежилого помещения установлена в размере 400 000 000 рублей (т. 1 л.д. 93, 94).
Общество 25.08.2008 обратилось в Комитет с заявлением N 30 о реализации преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества, закреплённого в Федеральном законе от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 159-ФЗ) (т. 1 л.д. 47).
Из содержания письма N 50 от 01.11.2008, направленного обществом в Комитет 01.11.2008, следует, что последним вышеуказанное заявление оставлено без рассмотрения по существу в связи с отсутствием закона Кемеровской области об определении предельных значений площади арендуемого имущества (т. 1 л.д. 52).
Вступление в законную силу закона Кемеровской области от 30.09.2008 N 85-ОЗ "Об определении предельных значений площади арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности Кемеровской области или в муниципальной собственности при возмездном отчуждении которого у субъектов малого и среднего предпринимательства возникает преимущественное право на его приобретение, и срока рассрочки его оплаты" (далее по тексту Закон N 85-ОЗ) явилось основанием для повторного обращения общества в Комитет с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, путём подачи заявления N 50 от 01.11.2008 (т. 1 л.д. 52).
Постановлением администрации N 190 от 25.12.2008 (далее по тексту - постановление N 190) утверждён перечень объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенных для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Под номером 144 указано нежилое помещение, арендатором которого является общество. Постановление N 190, подписанное главой города Кемерово М., опубликовано 26.12.2008 в приложение "Вестик" к газете "Кемерово".
Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании вышеуказанного нормативного правового акта недействительным в части включения в перечень арендуемого им нежилого помещения, вследствие формирования Перечня с нарушением п.п. 3.1., 3.4 Положения.
По мнению общества, нарушение его интересов выразилось в лишении его преимущественного права на приобретение арендуемого имущества при его возмездном отчуждении из муниципальной собственности.
Арбитражным судом довод общества об отсутствии закреплённых законом полномочий у главы города на принятие оспариваемого нормативного правового акта, отклонён, вследствие его противоречия нормам, закреплённым в п. 3 ст. 34 Федерального Закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 45 Устава города Кемерово. Наличие в оглавлении постановления строки "Администрация города Кемерово" признано не влияющей на его нормативно-правовой характер и не свидетельствует об его издании администрацией в лице её руководителя - главы М., поскольку в соответствии со ст. 48 Устава г. Кемерово такие полномочия данный исполнительно-распорядительный орган не имеет. Арбитражный суд, давая оценку предоставленным органом местного самоуправления документов, приходит к выводу о недоказанности соответствия оспариваемого нормативного правового акта требованиям Положения и Закону N 209-ФЗ.
Администрация, обжалуя принятое арбитражным судом по делу решение ссылается на то, что оно принято без исследования соответствия спорного нежилого помещения критериям п. 3.1 Положения, сделав вывод о незаконности включения данного помещения в Перечень имущественной поддержки лишь на том основании, что соответствие критериям не оценено комиссией по имущественной поддержки, в чьи полномочия данная оценка не входит. Администрацией, исходя из ст. 65 АПК РФ сделан вывод о том, что обязанность по доказыванию не соответствия объекта критериям, установленным в п. 3.1 Положения возложена на общество. Администрация, настаивая на правомерности включения спорного имущества в Перечень, считает, оно соответствует критерию - обеспечение потребности населения в товарах и услугах, поскольку помещения используется под ресторан, в котором питаются лица, проживающие в гостинице "Томь". В подтверждение вышеизложенного обстоятельства ссылается на предоставленное начальником Управления потребительского рынка и развития предпринимательства администрации г. Кемерово Р.В. Казакова письмо от 24.02.2009 N 01-09/256 и письмо директора гостиницы "Томь" Сагитовой Б.А. от 20.02.2009.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании в соответствии с ч. 4 ст. 194 АПК РФ, осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия орган или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 71 АПК РФ оценка доказательств производится арбитражным судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Арбитражным судом оценивается относимость, допустимость, достоверность каждого доказательств отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными доказательствами не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Из решения следует, что арбитражным судом была произведена оценка постановления администрации в обжалуемой части на соответствие его содержания требованиям п.п. 3.1, 3.4 Положения.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.4 Положения формирование Перечня имущественной поддержки осуществляется правовыми актами Главы города в соответствии со следующими критериями:
- наличие заявления арендатора о включении имущества в Перечень имущественной поддержки;
- обеспечение потребности населения в товарах и услугах;
- социальная значимость имущества;
- культурная значимость имущества.
Для включения имущества в Перечень имущественной поддержки необходимо наличие одного или нескольких критериев, указанных в настоящем пункте.
В материалах дела имеются предоставленные директором гостиницы "Томь" по запросу общества справки от 03.02.2009 и от 20.02.2009, сообщение Управления потребительского рынка и развития предпринимательства администрации г. Кемерово от 24.02.2009 N 01-09/256 ( т. 1 л.д. 98, 129, 130).
Оценивая вышеперечисленные письма, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что они не могут быть признаны в качестве доказательства соответствия спорного помещения критерию - обеспечение потребности населения в товарах и услугах, поскольку являются разъяснениями неофициального, частного (директором гостиницы "Томь") характера и не содержат в себе какой-либо правовой нагрузки, имеющей юридические последствия. Выводы о соответствии имущества критериям Положения, являются, по выводу арбитражного суда, прерогативой комиссии имущественной поддержки.
Арбитражный суд, исходя из закреплённых в п. 3.3, 3.4 Положениях норм пришёл к выводу о том, что главой города формируется перечень имущественной поддержки только из тех объектов, по которым Комиссией принято решение. Исходя из вышеизложенного, арбитражным судом произведена оценка составленного комиссией по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по результатам проведённого 25.12.2008 заседания протокола N 1. По результатам ознакомления с его содержанием арбитражный суд пришёл к выводу о том, что данный документ не подтверждает обоснованность включения в перечень арендуемого обществом недвижимого имущества в перечень объектов муниципального нежилого фонда города Кемерово, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку из него не усматривается, какими конкретно критериями Положения руководствовалась комиссия при включении в перечень имущества под N 144, равно как и любого другого имущества из списка.
Судебная коллегия кассационной инстанции признаёт необоснованным вывод арбитражного суда о том, что правомерность включения в перечень объектов недвижимого имущество, может быть доказана только путём предоставления принятых комиссией решений, поскольку он сделан без учёта п. 2.6 Положения, в соответствии с которым они для главы города носят рекомендательный характер.
Отсутствие оценки всех документов предоставленных лицами, участвующим в деле, свидетельствует о принятии арбитражным судом необоснованного решения, что является основанием для его отмены.
Арбитражному суду Кемеровской области при новом рассмотрении необходимо устранить допущенные нарушения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.03.2009 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-918/2009 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Кемеровской области на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июня 2009 г. N Ф04-3182/2009(7556-А27-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании