Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 июня 2009 г. N Ф04-2490/2009(5374-А03-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Абрис-Авто" (далее - ООО "Абрис-Авто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление) о признании недействительным решения от 23.04.2008 N АН-3888 об отказе в предоставлении земельного участка и обязании принять решение о выборе земельного участка под строительство административно-торгового здания и выдать Обществу акт выбора земельного участка.
Решением от 25.09.2008 Арбитражного суда Алтайского края заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением от 19.12.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда изменено. Суд обязал Главное управления имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Абрис-Авто", возложив на Управление обязанность по обеспечению Обществу процедуры выбора земельного участка примерной площадью 1,2 га по проезду Северный Власихинский в г. Барнауле для строительства административно - торгового здания, и принятие решения о предварительном согласовании Обществу места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на нарушение судами норм материального права.
Управление считает, что именно проект планировки территории позволяет выделить место возможного размещения объекта капитального строительства. Однако до настоящего времени проект планировки данной территории не разработан и не утвержден в установленном порядке. В этой связи невозможно определить место размещения объекта, а также границы и площадь участка, необходимые для строительства двухэтажного административно-торгового здания.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 21.03.2008 ООО "Абрис-Авто" обратилось в Управление с заявлением о предварительном согласовании места размещения административно-торгового здания, 2 этажа, площадь застройки 886,4 кв.м., площадь земельного участка примерно 1,2 га, расположенного в г. Барнауле по проезду Северный Власихинский.
Письмом от 23.04.2008 N АН-3888 Управление отказало Обществу в принятии решения о выборе земельного участка для административно-торгового здания ввиду того, что в настоящее время отсутствует разработанный и утвержденный проект планировки данной территории.
Несогласие Общества с отказом в предварительном согласовании места размещения административно-торгового здания явилось основанием для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без удовлетворения кассационную жалобу Управления, исходит из следующего.
В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, статей 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно статье 30 ЗК РФ предусмотрены два способа предоставления земель для строительства: без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, копия которого выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Статьей 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", Положением о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 N 32, предусмотрено, что Управление является уполномоченным органом по рассмотрению вопроса о выборе земельного участка.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, в соответствии с пунктом 2.3 Временных правил застройки г. Барнаула, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2006 N 440 обращаются в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Порядок) в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 2.2).
В силу п. 2.6 Порядка отказ в предоставлении земельного участка возможен по причине иного назначение земельного участка в соответствии с документацией о планировке территории; наличием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица; по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов).
Судебными инстанциями установлено, что ссылка Управления в письме от 23.04.2008 в обоснование отказа в предоставлении земли на отсутствие разработанного и утвержденного проекта планировки спорной территории не мотивирована. Необходимость предоставления мотивированного отказа со ссылками на нормы права является условием его законности и обоснованности.
Иные основания для отказа в предоставлении земельного участка, приведенные Управлением, правомерно отклонены судами, так как не легли в основу официального отказа.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 по делу N А03-7699/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июня 2009 г. N Ф04-2490/2009(5374-А03-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании