Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 июня 2009 г. N Ф04-3424/2009(8497-А45-43)
(извлечение)
Сибирское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту - Управление Госавтонадзора ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЛОТиОС" (далее по тексту - ООО "ЛОТиОС", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Решением от 19.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные Управлением Госавтонадзора требования удовлетворены в полном объеме. ООО "ЛОТиОС" было привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе ООО "ЛОТиОС" просит отменить решение суда первой инстанции, принятое с нарушением норм права и которым оно привлечено к административной ответственности.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда о нарушении ООО "ЛОТ и ОС" условий, предусмотренных разрешением (лицензией), выразившиеся в непроведении послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов; не обеспечение наличия паспортов на маршрутах пассажирских перевозок; не обследование дорожных условий по маршрутам регулярных перевозок пассажиров не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Госавтонадзора просит оставить без изменения принятый по делу судебный акт.
По мнению Управления Госавтонадзора исполнением лицензионных условий является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В судебном заседании представители ООО "ЛОТ и ОС" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей стороны, заявившей кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом при принятии обжалуемого судебного акта норм материального и процессуального права, исходя из доводов жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что с 16.01.2009 по 21.01.2009 Управлением Госавтонадзора проведена плановая проверка ООО "ЛОТ и ОС" на предмет соблюдения им лицензионных требований и условий транспортного комплекса, осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
В ходе проверки установлены нарушения условий, предусмотренных лицензией, выданной ООО "ЛОТиОС" 12.01.2006 N 54-АСС-1017240, срок действия которой определен - до 21.06.2010, изложенных в акте от 21.01.2009 N 24/1 и выразившихся в следующем:
- не обеспечено проведение послерейсовых медицинских осмотров (раздел 4 акта);
- не обеспечено наличие паспортов на маршруты (пункт 5.10.4);
- не проводится обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок пассажиров (п. 5.10.1, 5.10.2 акта);
- допускаются случаи выпуска автомобилей на линию без соответствующих документов (п. 5.5 акта).
По результатам проверки в отношении ООО "ЛОТиОС" Управлением Госавтонадзора составлен протокол от 21.01.2009N 24/2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Управление Госавтонадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные Управлением Госавтонадзора требования, исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого административным органом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм права.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон о лицензировании) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 вышеуказанного Закона лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, являющиеся совокупностью установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно подпунктам "б" и "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, лицензионным условием при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленными законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
В силу статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Пунктом 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации 08.01.1997 N 2 предусмотрено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
В пункте 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и груза, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, установлена обязанность организации проведения предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что ООО "ЛОТиОС" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров. При этом Общество должным образом не обеспечило организацию и проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей (пункт 4.2 акта).
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что Общество ненадлежащим образом организовало проведение послерейсового медицинского освидетельствования водителей и оказывало услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением вышеуказанных условий лицензии.
Подпунктом "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N 196-ФЗ) регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.
Статьей 4 Закона N 196-ФЗ определено, что в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона), устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения (статья 21 данного Федерального закона).
Из статьи 20 Закона N 196-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В силу статьи 21 указанного Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог определенными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Требования о необходимости согласования и утверждения паспорта и схемы маршрута предусмотрены Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2.
В силу пункта 5.2.1 вышеуказанного Положения владельцы автобусов обязаны составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
Судом первой инстанции установлено, что доказательства, подтверждающие наличие у ООО "ЛОТиОС" утвержденных в установленном порядке паспортов маршрутов за NN 1012, 1940, 1212, 1018, отсутствуют.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что ООО "ЛОТиОС" не проводит обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок пассажиров, актов обследования маршрутов следования автобусов не имеется (пункт 5.10.1 акта).
В соответствии со статьей 72 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации в области транспорта относится осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города. Данное требование в равной степени относится и к ООО "ЛОТиОС", которое осуществляет указанный вид деятельности, что согласуется с принципом равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов, установленным Конституцией Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив полно и всесторонне представленные в дело доказательства, и установив фактические обстоятельства дела, сделал вывод о том, что ООО "ЛОТиОС" осуществляет перевозку пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, в связи с чем обоснованно привлек данное Общество к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений либо неправильного применения судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, суд кассационной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, на основании которых суд сделал вывод относительно фактических обстоятельств дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе и направленные по существу на переоценку тех доказательств и обстоятельств, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не могут быть приняты кассационной инстанцией.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-2093/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июня 2009 г. N Ф04-3424/2009(8497-А45-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании