Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 июня 2009 г. N Ф04-3626/2009(9094-А81-6)
(извлечение)
Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа Министерства обороны Российской Федерации, г. Салехард, (далее - Военкомат) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ямало-Ненецком автономном округе, г. Салехард, (далее - Управление) о признании недействительными пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 предписания от 04.09.2008 N 34.
Решением арбитражного суда от 25.11.2008, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009, заявленные Военкоматом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу от Военкомата к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период с 05.08.2008 по 22.08.2008 Управлением проведена проверка целевого использования Военкоматом средств федерального бюджета в 2007 году.
В ходе проверки Управление установило, что начисление районного коэффициента лицам гражданского персонала Военкомата производилось в размере 70 процентов, т.е. исходя из коэффициента - 1,7. Излишне начисленная, по мнению Управления, в таком размере сумма районного коэффициента составляет 510 628,90 рубля.
Кроме того, Управлением установлено: необоснованная оплата сервисного сбора при приобретении проездных билетов в сумме 500 рублей; при проезде в командировку возмещены расходы по оплате транспорта общего пользования в черте населенного пункта в сумме 198 рублей; осуществлена выплата и списание бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами в сумме 328 043 рублей и другие нарушения.
По результатам проверки Управление составило акт от 22.08.2008, выдало Военкомату предписание от 04.09.2008 N 34 об устранении выявленных нарушений.
Военкомат, не согласившись с пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 предписания от 04.09.2008 N 34, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявление Военкомата, а Восьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение арбитражного суда, приняли законные и обоснованные судебные акты, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи Конституции Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Статья 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что с момента введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации и до рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецкого автономного округа.
Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза Советских Социалистических Республик, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицами лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
С учетом установленных обстоятельств, обоснованным является вывод арбитражных судов о том, что в условиях отсутствия правового регулирования порядка применения размера районного коэффициента для расчета заработной платы работников бюджетных организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе на момент рассмотрения данного арбитражного дела следует применить к рассматриваемым правоотношениям нормативные акты Российской Федерации, а также и субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, которые не противоречат федеральному законодательству и не оспорены в установленном порядке.
Исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" и действовавшего порядка определения районного коэффициента к заработной плате по состоянию на 31.12.2004, установленного Постановлением администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.04.1994 N 108 "О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа", Решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области от 25.02.1991 N 53, Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", правомерными являются выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что с 01.01.2005 подлежит применению единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в населенных пунктах южнее Полярного круга в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1,7, как следствие отсутствия правового регулирования данного вопроса.
При таких обстоятельствах, выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о незаконности пункта 1.1 предписания являются обоснованными.
С учетом исследованных материалов дела арбитражные суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконными пункты 1.2 и 1.3 предписания.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Военкомат до составления акта проверки от 22.08.2008 и до вынесения предписания от 04.09.2008 N 34 платежными поручениями от 15.08.2008 N 622 и от 22.08.2008 N 629 возместил в доход федерального бюджета соответственно 500 рублей и 198 рублей, уплаченного сервисного сбора при приобретении проездных билетов и расходов по оплате транспорта общего пользования в черте населенного пункта.
Соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о незаконности пункта 1.4 предписания.
Согласно оспариваемому пункту 1.4 предписания Военкомат в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) выплатил и списал 328 043 рубля бюджетных средств без подтверждения оправдательными документами.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что между индивидуальным предпринимателем Р.В.А. (исполнитель) и Военкоматом (заказчик) заключен государственный контракт на выполнение услуг по организации питания от 08.10.2007 N 288-АД, согласно которому исполнитель обязуется обеспечить выполнение услуг по организации ежедневного, трехразового в сутки, горячего питания граждан, призываемых на военную службу по нормам продовольственных пайков, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации от 2000 года N 400. В соответствии с условиями настоящего контракта, а также Временного положения по организации питания военнослужащих через предприятия общественного питания, руководства по приготовлению пищи в воинских частях, военно-учебных заведениях и учреждениях армии и флота и Калькуляции затрат на организацию питания призывников, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, заказчик обязуется принять и оплатить услуги. Цена государственного контракта составляет 1 228 500 рублей.
Согласно разделу 3 контракта от 08.10.2007 N 288-АД по истечении очередного месяца, но не позднее 10 числа следующего месяца, уполномоченный представитель исполнителя представляет заказчику для оплаты по результатам истекшего очередного месяца счет-фактуру с приложением акта приема выполненных услуг по количеству обернувшихся сутодач, подписанного должностными лицами исполнителя и заказчика, а также акта сверки взаиморасчетов по оказанным услугам. Заказчик в течение 5 банковских дней после предоставления указанных пунктом 3.5 документов обязуется произвести перечисление исполнителю указанной в счете суммы. Датой оплаты считается день списания денежных средств с расчетного счета заказчика. Сверка взаиморасчетов по выполнению услуг между исполнителем и заказчиком производится на основании представленных актов приема выполненных услуг, актов взаиморасчетов по оказанным услугам и произведенным расчетам за них, с приложением к ним подлинных оправдательных документов, не позднее 20 дней со дня окончания контракта. Сверка взаиморасчетов оформляется актом сверки, заверенными печатью и подписанным руководителем и главным бухгалтером исполнителя и заказчика.
Во исполнение условий контракта 08.10.2007 N 288-АД предпринимателем В.А. Р. в адрес Военкомата выставлены счет от 09.11.2007 N 23, счет-фактура от 09.11.2007 N116 на оплату услуг по организации питания призывников на сборном пункте ВК ЯНАО (г. Ноябрьск) на сумму 1 228 500 рублей.
Военкоматом и предпринимателем В.А Р. 25.11.2007 подписан акт приема-сдачи выполненных услуг N 1, в соответствии с которым исполнитель оказал заказчику услуги по государственному контракту от 15.10.2007 N 288-АД (организация питания граждан призываемых на военную службу) на сумму 1 228 500 рублей.
Оплата услуг произведена Военкоматом согласно выставленному счету-фактуре от 09.11.2007 N116 платежными поручениями от 27.11.2007 N 860 на сумму 600 000 рублей и от 11.12.2007 N 911 на сумму 505 650 рублей, всего - на сумму 1 105 650 рублей.
При получении 06.02.2008 акта сверки с предпринимателем В.А. Р. Военкомату стало известно, что услуги по питанию призывников оказаны не в полном объеме.
Платежным поручением от 19.11.2008 N 185 предприниматель В.А. Р. перечислил на счет Военкомата 328 043 рубля, которые последним по платежному поручению от 24.11.2008 N 886 перечислены на счет Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Согласно пункту 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
В статье 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета путем заключения получателем бюджетных средств с поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 49 приказа Минфина России от 31.12.2002 N 142н "Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета" установлено, что суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя средств в доход федерального бюджета.
Арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что неправомерного расходования денежных средств из федерального бюджета в сумме 328 043 рублей в 2007 году Военкоматом допущено не было, поскольку имела место дебиторская задолженность на эту сумму.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не представило бесспорные доказательства о правомерном вынесении предписания в оспариваемой Военкоматом части.
Оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.11.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 по делу N А81-3883/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. N Ф04-3626/2009(9094-А81-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании