Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 июня 2009 г. N Ф04-3656/2009(9146-А46-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 11.07.2008 N 04/09-08 и предписания от 11.07.2008 N 04/09-08 Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - УФАС по Омской области, Управление) о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением от 24.11.2008 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением от 20.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении требований ОАО "ОмскВодоканал".
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права.
Не соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, УФАС по Омской области заявляет, что приемка в эксплуатацию (опломбирование) водомерных узлов и приборов учета является частью услуг водоснабжения и водоотведения, следовательно, данные виды услуг не подлежат отдельной оплате, а входят с состав тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Таким образом, обществом было нарушено антимонопольное законодательство, запрещающее ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали свои доводы и возражения на доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 11.07.2008 года УФАС по Омской области вынесено решение N 04/09-08, которым действия ОАО "ОмскВодоканал" признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Предписанием N 04/09-08 от 11.07.2008 Управление обязало ОАО "ОмскВодоканал":
1. Со дня получения предписания отменить взимание платы за приемку в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета, поскольку данный вид работ является составной частью услуг водоснабжения и водоотведения, подлежащих регулированию, а расходы на осуществление этой деятельности учтены в составе тарифов на водоснабжение и водоотведение.
2. Перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства от оказания работ по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и приборов учета в период с 01.01.2008 года по дату получения предписания.
3. Информацию о размере дохода, подлежащего перечислению в федеральный бюджет по пункту 1.2 предписания, о выполнении предписания сообщить в УФАС по Омской области в двухнедельный срок со дня получения предписания.
Считая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции о признании решения и предписания УФАС по Омской области, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Содержание терминов "водоснабжение" и "канализация" определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80) "Водоснабжение. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 25.02.1982 N 830, Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 "Канализация. Термины и определения", утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 N 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия".
В соответствии с пунктом 7 и пунктом 9 таблицы ГОСТ 19185-73 под "водоснабжением" понимается подача воды потребителям, а под "канализацией" отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Пунктом 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) установлено, что под "водоснабжением" понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды, а под "водоотведением" технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Следовательно, суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что в содержание понятий (терминов) "водоснабжение" и "водоотведение (канализация)" не включены ни приемка в эксплуатацию водомерных узлов, ни приемка в эксплуатацию приборов учета.
То обстоятельство, что в качестве самостоятельного вида деятельности услуга приемки водомерных узлов у юридических лиц и приборов учета расхода воды у граждан нормативными правовыми актами, в том числе, ОКВЭД-029-2007 и ОКУН-002-93 не предусмотрена, не может служить основанием включения рассматриваемой услуги в состав услуг водоснабжения и водоотведения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции правильно отметил, что в данном случае антимонопольным органом допущено необоснованное расширение вида экономической деятельности, указанного в ОКВЭД 029-2007, в то время как самим Общероссийским классификатором не предусмотрено такой возможности.
ОКУН 002-93 в составе услуги водоснабжения и водоотведения (код 042200) предусматривает установку (монтаж), наладку, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды, но не предусматривает в качестве услуги приемку водомерных узлов и приборов учета расхода воды, в связи с чем, также не может быть расширительно истолкован для включения в него услуги, не предусмотренной самим ОКУН 002-93.
Обществом представлены доказательства выполнения работ по приемке узлов и приборов учета также иными лицами, не осуществляющими деятельность по водоснабжению и водоотведению.
Действующим законодательством в области коммунального хозяйства, в том числе Правилами N 167, а также Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), допускается оплата коммунальных услуг, которыми в настоящем случае являются водоснабжение и водоотведение, на основе усредненных показателей без применения приборов учета воды, в связи с чем, само водоснабжение и водоотведение может осуществляться и осуществляется без приборов учета потребленной энергии.
Таким образом, действующее законодательство не относит работы по приемке узлов и приборов учета воды к составной (неотъемлемой) части услуги водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - подлежат регулированию.
На основании Закона N 210-ФЗ орган местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок согласовывает производственную программу организации коммунального комплекса, которая представляет собой программу деятельности указанной организации по обеспечению ею товаров (оказания услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
Постановлением мэра города Омска от 28.12.2006 N 380-п "О внесении изменения в постановление мэра города Омска от 3 мая 2006 года N 135-п "Об утверждении порядка регулирования тарифов и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса" предусмотрено, что департамент городского хозяйства администрации города Омска проверяет обоснованность производственной программы, обоснованность расчета тарифов и на основании представленных документов дает заключение об экономической обоснованности расходов, учитываемых при формировании и расчете тарифов, после чего направляет согласованную производственную программу и свое заключение в департамент городской экономической политики администрации города Омска, который устанавливает тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения на период с 1 января по 31 декабря 2008 года ОАО "ОмскВодоканал" установлены Постановлением мэра города Омска от 28.11.2007 N 902-п.
ОАО "ОмскВодоканал" была разработана и представлена в Департамент городского хозяйства администрации г. Омска производственная программа по разделам обосновывающая расходы, учитываемые при формировании тарифов на регулируемые виды услуг.
В соответствии с утвержденными генеральным директором ОАО "ОмскВодоканал" калькуляциями, основными статьями затрат, формирующими стоимость услуг по приемке в эксплуатацию водомерных узлов и индивидуальных приборов учета, являются заработная плата (с начислениями) мастера водомерного участка, транспортные расходы (а/м ГАЗ-2752), накладные расходы, рентабельность.
Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденного Приказом Государственного Комитета РФ по строительной, архитектурной жилищной политике от 22.03.1999 N 66 (далее - Рекомендации по нормированию труда работников ВКХ) предусмотрено, что работы по приемке в эксплуатацию приборов учета не предусмотрены перечнем работ по реализации и учету водопотребления и водоотведения по абонентам.
Примерный перечень работ, предусмотренный Рекомендациями по нормированию труда работников ВКХ, включает контроль правильности снятия абонентами показаний средств измерений и предоставления ими сведений об объемах полученной воды (сброшенных сточных вод).
Из программы обеспечения персонала человеческими ресурсами, представленной Обществом в Департамент городского хозяйства администрации г. Омска для установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2008 год, не следует, что оплата труда мастеров абонентской службы по приемке приборов учета и водомерных узлов производится за счет утвержденных тарифов.
Согласно пункту 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 307 показания индивидуальных (внутриквартирных) приборов учета используются не для расчетов с энергоснабжающей организацией, а для распределения между собственниками помещений в многоквартирном доме общего объема (количества) потребленной воды.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам предоставляет управляющая компания на основании договора, заключаемого компанией с каждым собственником.
Следовательно, собственники квартир не являются непосредственными абонентами Общества, и приемка приборов учета правомерно осуществляется Обществом на возмездной основе.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции о правомерном взимании платы за приемку в эксплуатацию водомерных узлов учета у юридических лиц и приборов учета у населения, как с самостоятельной услуги, не включенной в состав тарифов на водоснабжение и водоотведения, соответствуют нормам действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции не имеется.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ были внесены изменения в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины судом апелляционной инстанции правомерно взысканы с УФАС по Омской области.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 20.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15626/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2009 г. N Ф04-3656/2009(9146-А46-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании