Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 июня 2009 г. N Ф04-3648/2009(9132-А27-23)
(извлечение)
Муниципальное автономное учреждение "Служба заказчика" (далее - МАУ "Служба заказчика", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС по Кемеровской области, Управление) о признании незаконным решения от 10.07.2008 по делу N 86/3-2008.
Решением от 10.11.2008 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 20.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе МАУ "Служба заказчика" просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Учреждение заявляет, что оно не является получателем средств бюджета, не является заказчиком, его деятельность по отбору подрядчиков не является деятельностью, предусмотренной статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
УФАС по Кемеровской области представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что МАУ "Служба заказчика" 18.05.2008 был объявлен открытый конкурс N 08-1-08-127 на выполнение работ по поставке теплообменников пластинчатого типа "ALFA LAVAL".
Конверты с конкурсными заявками проверены 23.06.2008.
Поступили три заявки от ООО "Машимпэкс", ООО "Теплообменные системы", ООО "Тепломонтаж".
Процедура рассмотрения заявок на участие в Конкурсе состоялась 30.06.2008, по результатам которой приняты решения:
- допустить к участию в конкурсе и признать участником конкурса ООО "Тепломонтаж";
- отказать в допуске к участию в конкурсе ООО "Машимпэкс", ООО "Теплообменные системы" в связи с несоответствием поданных заявок требованиям конкурсной документации (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ),
- признать конкурс несостоявшимся, заказчику заключить муниципальный контракт с единственным участником конкурса - ООО "Тепломонтаж".
Между МАУ "Служба заказчика", Комитетом по земельным ресурсам и муниципальному имуществу г. Белово и ООО "Тепломонтаж" 11.07.2008 заключен муниципальный контракт N 279-юр на поставку теплообменников пластинчатого типа "ALFA LAVAL".
ООО "Теплообменные системы" 07.07.2008 обратилось с жалобой в УФАС на действия МАУ "Служба заказчика" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по поставке теплообменников пластинчатого типа ALFA LAVAL.
Комиссия УФАС, рассмотрев материалы дела и жалобу, приняла Решение от 11.07.2008, которым МАУ "Служба заказчика" признано нарушившим положения части 4 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ).
Считая данное решение незаконным и нарушающим права и законные интересы МАУ "Служба заказчика", Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с положениям статей 525, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на основе государственного или муниципального контракта соответственно на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно Законом N 94-ФЗ, который регулирует соответствующие отношения.
Частью 2 статьи 1 Закона N 94-ФЗ Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 94-ФЗ к муниципальным нуждам относятся обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 94-ФЗ могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно статье 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. Под основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, направленная на достижение целей, ради которых данное учреждение создано. При этом учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.
К бюджетным на основании статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отнесены ассигнования на субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. При этом бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг согласно статье 69.1 БК РФ являются ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг, могут предусматриваться в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации (часть 1 статьи 78.1 БК РФ).
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 статьи 4 Закона N 174-ФЗ деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Арбитражными судами установлено, что согласно пунктам 1.1 - 1.3 Устава МАУ "Служба заказчика" является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной распоряжением Администрации г. Белово на базе муниципального имущества, целью существования которого является, в том числе, предоставление учредителю услуг в области размещения муниципального заказа г. Белово, учредителем Учреждения является муниципальное образование г. Белово, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация г. Белово.
Уставом предусмотрено, что в сфере размещения муниципального заказа Учреждение организует и проводит открытые торги, организует отбор подрядчиков для выполнения муниципального заказа без проведения торгов.
Согласно соглашению об установлении задания от 01.02.2008, заключенного между администрацией г. Белово и МАУ "Служба заказчика", автономное учреждение выполняет предусмотренное соглашением задание, а администрация г. Белово осуществляет его финансовое обеспечение, в том числе обеспечивает финансирование, предназначенное для расчетов с подрядчиками за выполнение работ, оказание услуг в рамках муниципального заказа.
В соответствии с пунктами 2.1.1 - 2.1.3 соглашения администрацией г. Белово установлено Учреждению задание по организации и проведению открытых торгов (конкурсов, аукционов) в целях размещения муниципального заказа, организация отбора подрядчиков для выполнения муниципального заказа методом запроса котировок, организация отбора подрядчиков для выполнения муниципального заказа без проведения торгов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что МАУ "Служба заказчика" при размещении муниципального заказа на поставку теплообменников выполняло функции муниципального заказчика в целях обеспечения потребностей муниципального образования городской округ "Город Белово" в теплообменниках пластинчатого типа "ALFA LAVAL". Заказ размещен для обеспечения муниципальных нужд, финансирование заказа предусмотрено за счет средств местного бюджета.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что при таких обстоятельствах к спорным отношениям применяются нормы Закона N 94-ФЗ и решения МАУ "Служба заказчика" при размещении муниципального заказа на поставку пластинчатых теплообменников "ALFA LAVAL" должны были соответствовать требованиям указанного Федерального закона.
Нормы материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.11.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10197/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2009 г. N Ф04-3648/2009(9132-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании