Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 июля 2009 г. N Ф04-5363/2008(9911-А45-16)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Лумиан" (далее - ЗАО "Лумиан") и общество с ограниченной ответственностью "Современник" (далее - ООО "Современник") обратились в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия) о признании конкурса от 28.04.2006 на право выполнения пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам сети города Новосибирска по маршрутам 1204, 1260 незаконным и размещения заказа недействительным.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.11.2006, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2007, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что при проведении конкурса не соблюдена предусмотренная законом процедура.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.05.2007 принятые по делу судебные акты отменены в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решение от 12.02.2008 Арбитражного суда Новосибирской области об отказе в удовлетворении исковых требований и постановление от 12.05.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, которым было оставлено в силе решение суда первой инстанции, отменены постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.09.2008.
Суд кассационной инстанции указал, что вывод судов о том, что спорные правоотношения муниципальными нуждами не являются, сделан без учета Закона Новосибирской области "О пассажирских перевозках в Новосибирской области".
Решением от 08.12.2008 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 27.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд исходил из того, что к правоотношениям сторон не подлежит применению Федеральный закон от 21.07.2005 N ФЗ-94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При проведении конкурса не были нарушены права истцов.
В кассационной жалобе ЗАО "Лумиан", ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель кассационной жалобы полагает, что суды необоснованно не применили Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Торги проводились с нарушением порядка, установленного указанным законом. Заявитель считает, что при оценке законности проведения конкурса суд не применил закон, подлежащий применению.
С учетом коррекции показателей по колонкам N 7, 8 и 9 Бланк-карты истцы реально могли бы стать победителями конкурса.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы и указал, что в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.09.2008 указано, что к правоотношениям сторон должен применяться Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Представитель Мэрии просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 17.02.2006 в официальном печатном издании мэрии г. Новосибирска газете "Вечерний Новосибирск" было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право выполнения пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети г. Новосибирска и его пригородной зоне по маршрутам 1204, 1208, 1232, 1260, 1555, 1999, в котором указано о приеме заявок с 27.02.2006 по 13.03.2006.
Следующая информация о конкурсе была помещена в "Вечернем Новосибирске" 22.04.2006 и содержала закрепленные решением городского Совета г. Новосибирск от 19.04.2006 N 251 изменения в Положение о конкурсе на право выполнения пассажирских перевозок муниципальной маршрутной сети г. Новосибирска.
23.05.2006 там же была помещена информация об итогах конкурса на право выполнения пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети г. Новосибирска, состоявшегося 28.04.2006, и помещен список лиц, признанных победителями.
Истцы принимали участие в конкурсе, но его не выиграли, что явилось основанием для подачи настоящего иска о признании итогов конкурса недействительными.
Принимая по делу судебные акты, суды пришли к выводу, что порядок проведения конкурса не регламентирован Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; судом признано, что орган местного самоуправления был вправе принимать решения по вопросам о конкурсе на право выполнения пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети г. Новосибирска и в рамках данного конкурса регламентировать вопросы установления критериев и определения количества баллов по этим критериям.
Данные выводы суд кассационной инстанции считает обоснованными.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 207-ФЗ), под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку выставленные на конкурс маршруты не предусматривали бюджетного финансирования, суд сделал правильный вывод о том, что пассажирские перевозки в рамках общественного коммерческого заказа не относятся к услугам, являющимся муниципальными нуждами.
В частях 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Таким образом, при рассмотрении иска о недействительности торгов суд должен установить, имело ли место нарушение установленного законом порядка их проведения и повлияло ли это нарушение на определение победителя торгов.
Истцы, обосновывая иск, ссылались на нарушения правил проведения торгов установленных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Поскольку порядок проведения конкурса не регламентирован Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок проведения торгов не были нарушены при проведении торгов, суд обоснованно отказал в иске.
Доводы заявителя кассационной жалобы, что в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.09.2008 указано, что к правоотношениям сторон должен применяться Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не соответствуют содержанию постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Доводы, которые привел заявитель в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана правильная правовая оценка.
Суд кассационной инстанции не установил оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.12.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 по делу N А45-12208/2006-21/451 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. N Ф04-5363/2008(9911-А45-16)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании