Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 июля 2009 г. N Ф04-3577/2009(8951-А03-23)
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Б.А.Г. (далее по тексту - Предприниматель, ИП Б.А.Г.) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету по архитектуре и развитию города Барнаула (далее по тексту - Комитет) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации, оформленного письмом от 14.11.2008 N 9155-з, 9156-з/08-09 и обязании предоставить информацию, запрошенную в соответствии с заявлением от 17.10.2008 года N 9155.
Решением от 20.01.2009, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.04.2009, заявленные Предпринимателем требования удовлетворены. Решение Комитета об отказе в предоставлении ИП Б.А.Г. информации, оформленное письмом от 14.11.2008 года N 9155-3, 9156-3/08-09, признано незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". По решению суда Комитет обязан в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ИП Б.А.Г. информацию, запрошенную в соответствии с его заявлением от 17.10.2008 N 9155.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и допущенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
Комитет заявляет, что Предприниматель не является собственником рекламных конструкций, следовательно, информация о том, выдавались ли разрешения и о сроках окончания действия разрешений на установку рекламных конструкций не касается непосредственно его прав и обязанностей, но затрагивает права и законные интересы других лиц.
Кроме того, Комитет указывает на то, что Предприниматель не доказал нарушение оспариваемым отказом в предоставлении информации его прав и законных интересов.
Отзыв на кассационную жалобу ИП Б.А.Г. не представлен.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ИП Б.А.Г. обратился в Комитет по архитектуре и развитию города Барнаула с заявлением от 17.10.2008 N 9155, в котором просил предоставить информацию о сроках окончания действия разрешений на установку рекламных конструкций, расположенных в г. Барнауле по адресу: пр. Красноармейский, 135 и пр. Ленина, 87, 85, и с заявлением от 17.10.2008 N 9156 с просьбой предоставить информации о том, выдавались ли разрешения на установку рекламных конструкций по адресам: г. Барнаул, ул. Змеиногорский тракт, 69, ул. Северо-Западная, 35, ул. Энтузиастов, 48, 71.
По результатам рассмотрения указанных заявлений Комитетом принято решение об отказе в предоставлении информации, оформленное письмом от 14.11.2008 N 9155-3, 9156-3/08-09.
Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении информации послужило то обстоятельство, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Комитет не вправе предоставлять информацию, затрагивающую права и законные интересы других лиц.
Полагая, что указанное выше решение является недействительным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Б.А.Г. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании его незаконным.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности решения об отказе в предоставлении информации, оформленного письмом от 14.11.2008 N 9155-з, 9156-з/08-09 исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из данной нормы права, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из пункта 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации вытекает обязанность органов государственной власти органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении права на получение информации, регулируются пунктом 1 части 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации).
В силу части 1 статьи 8 Закона об информации граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч. 2 ст. 8 Закона об информации).
Частями 1, 2 статьи 9 Закона об информации предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Согласно части 4 статьи 9 Закона об информации федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что запрашиваемая ИП Б.А.Г. информация, не относится к служебной информации ограниченного распространения, не является государственной, служебной или коммерческой тайной.
Материалами дела подтверждается, что Комитет письмом от 14.11.2008 N 9155з, 9156з/08-0, отказал в предоставлении информации Предпринимателю со ссылкой на то, что в соответствии со статьей 9 Закона об информации комитет не вправе представлять информацию затрагивающие права и законные интересы других лиц.
В указанном письме отсутствуют ссылки на положения действующего законодательства, согласно которому доступ к спорной информации ограничен.
Доказательств обратного Комитетом в нарушении статей 65, 200 АПК РФ в материалы дела представлено.
Следовательно, выводы судов о незаконности решения об отказе в предоставлении информации, оформленного письмом от 14.11.2008 N 9155-з, 9156-з/08-09 являются правильными.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятых по делу судебных актов не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.01.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 16.04.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-13407/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июля 2009 г. N Ф04-3577/2009(8951-А03-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании