Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 июля 2009 г. N Ф04-3940/2009(9882-А45-25)
(извлечение)
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Новосибирска (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Техническое бюро Сибмельмонтаж" (далее - ООО "ТБС", общество) о взыскании 116 999,69 руб. задолженности по страховым взносам и пеням, в том числе: задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 115 182 руб., пени по состоянию на 23.09.2008 - 1 817,69 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.02.2009, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 по делу N А45-22739/23008-45/634 заявленные требования общества удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Новосибирска просит указанные судебные акты в части отказа во взыскании 91 591,99 руб., в том числе: 90 273 руб. - страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии и 1 318,99 руб. - пени, начисленной на задолженность по страховым взносам на страховую часть пенсии, отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в указанной части. В качестве оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части, Управление ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Обществом не представлен.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых Управлением судебных актов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -Закон N 167-ФЗ) ООО "ТСБ" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, которое производит выплаты физическим лицам.
Как следует из материалов дела, согласно расчетам авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховые взносы за полугодие 2008 года составили 598 444 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 513 337 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 85 107 руб. С учетом произведенных платежей задолженность Общества составила 115 182 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 100 931 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 14 251 руб.
В связи с несвоевременной уплатой Обществом страховых взносов, в Пенсионный фонд Учреждением начислены пени за период с 12.08.2008 по 23.09.2008 в общей сумме 1 817,69 руб.
Неисполнение обществом направленного в его адрес управлением требования N 901 по состоянию на 23.09.2008 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 09.10.2008 послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов принимает администратор доходов бюджета.
Из приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" главным администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба.
В силу пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогов налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В силу пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Исходя из положений указанных норм права, а также в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и полно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражные суды пришли к выводу о наличии в данном случае у общества переплаты по страховым взносам.
Так, всего сумма уплаченных обществом страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии составила 502 679 руб., на накопительную часть трудовой пенсии составила 70 441 руб.
Довод управления о том, что у общества отсутствует переплата в связи с тем, что сумма 90 273 руб. была зачтена в счет задолженности по страховым взносам на страховую часть за 2007 год, был отклонен судами. В нарушение требований статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управлением не представлено доказательств такого зачисления излишне уплаченных сумм в счет недоимки по страховым взносам за прошлый период.
При этом судами установлено, что в нарушение названных выше норм, управлением не представлено доказательств того, что общество было уведомлено о наличии у него переплаты по страховым взносам; решение о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов, принимаемое главным администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - налоговым органом, управлением в материалы дела также не представлено.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, заявлены без учета выводов судов относительно установленных обстоятельств дела, и направлены на их переоценку, оснований к чему кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не установлено.
При данных обстоятельствам кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.02.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 по делу N А45-22739/2008-45/634 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. N Ф04-3940/2009(9882-А45-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании