Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 июля 2009 г. N Ф04-4036/2009(10167-А03-40)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция г. Омска) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с требованиями к инспекции Федеральной налоговой по Октябрьскому району города Барнаула (далее - Инспекция г. Барнаула), обществу с ограниченной ответственностью "Параллель" (далее - Общество) о признании недействительными решения Инспекции города Барнаула от 06.10.2008 N 3283, а также внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния Общества, на основании которого произведена запись за основным государственным регистрационным номером 1082224011044.
Решением от 16.03.2009 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении требований Инспекции г. Омска отказано.
В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция г. Омска, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принятое по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
Судом и материалами дела установлено следующее.
18.08.2008 участниками соответствующих юридических лиц были приняты решения о реорганизации в форме слияния ООО "Инсайн Импорт Экспорт" (местонахождение г. Москва, ул. Новокузьминская 1-я, д. 23 корпус 1) с ООО "Визион" (местонахождение г. Москва, ул. Бакунинская, 23/41), ООО "Леганс" (местонахождение г. Москва, ул. Бакунинская, 23/41), ООО "Ювелир мастер" (местонахождение г. Москва, ул. Казакова, д. 7 стр. 1), ООО "Пик-селл" (местонахождение г. Москва ул. Бауманская, д.44 стр. 1), ООО "СТК Стройград" (местонахождение г. Новосибирск ул. Ленина, 52-507) и ООО "Асмут" (Алтайский край г. Барнаул, ул. Воровского, 140) (л.д. 33, 39, 45, 51, 56, 62, 68, 80).
18.08.2008 между указанными юридическими лицами был заключен договор о слиянии ООО "Инсайн Импорт Экспорт", ООО "Визион", ООО "Леганс", ООО "Ювелир мастер", ООО "Пик-селл", ООО "СТК Стройград" и ООО "Асмут" с образованием нового юридического лица, - общества с ограниченной ответственностью "Параллель" (л.д.92-95).
19.08.2008 указанными юридическими лицами было направлено сообщение в соответствующие налоговые органы о реорганизации (л.д. 37, 43, 49, 54, 60, 66, 71).
29.09.2008 Общество в лице директора Л.В.В. представило в Инспекцию г. Барнаула заявление по форме Р12001 для государственной регистрации юридического лица (Общества), создаваемого путем реорганизации, местом нахождения Общества указан адрес: г. Омск, ул. Кирова, д. 47 (л.д. 22-31), вместе с заявлением было представлено гарантийное письмо ООО "Стройвектор", что оно обязуется предоставить Обществу помещение площадью 25 кв.м. по адресу г. Омск ул. Кирова, 47 после его регистрации (л.д. 32).
06.10.2008 Инспекция г. Барнаула приняла решение N 3283 о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния (то есть, о создании Общества) (л.д. 12).
23.11.2008 по результатам проверки Инспекцией в присутствии Т.М.С. составлен протокол осмотра помещений по адресу г. Омск, ул. Кирова, 47, согласно которому по указанному адресу находится АТЯЗ "Кентавр", которая включает в себя несколько торговых комплексов - отдельно стоящих зданий, в том числе ООО "УСТ "Ольга", директором которого является Т.М.С. и со слов которого ни в одном из них Общество не находится (л.д. 76).
23.11.2008 Инспекцией опрошен свидетель С.В.П., из показаний которого следует, что собственником помещений по адресу г. Омск ул. Кирова, 47 является ООО АТЯЗ "Кентавр", основным видом деятельности является сдача помещений в аренду, арендаторы имеют право сдавать арендуемые помещения в субаренду, для этого необходимо согласование с директором или главным бухгалтером. Общество о предоставлении ему помещения не обращалось, договор аренды с ним не заключался; с ООО "Стройвектор", которое не находится в данном помещении, договор аренды также не заключался (л.д. 73-74).
04.02.2009 Инспекцией г. Омска направлен запрос в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее - ГУ ФРС по Омской области) с просьбой представить информацию о собственниках помещений по адресу г. Омск, ул. Кирова 47 (л.д. 109).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) от 03.03.2009, свидетельствам о государственной регистрации права собственности ООО АТЯЗ "Кентавр" на праве собственности принадлежат административное здание, здание подготовительного отделения, производственный цех, проходная, столярная мастерская, гаражи, торговый павильон, трансформаторная подстанция, расположенные по адресу г. Омск, ул. Кирова, 47; глинохранилище, расположенное по адресу г. Омск, ул. Кирова, 47, принадлежит на праве собственности Р.Н.А.; ремонтная мастерская, также расположенная по адресу г. Омск, ул. Кирова, 47, принадлежит на праве собственности Т.К.В. (л.д. 96-102, 111-119).
Согласно сообщению от 03.03.2009 ГУ ФРС по Омской области на нежилые помещения, - литера Л, литера Е, магазин непродовольственных товаров литера Н, здание социальный центр торговли "Ольга", расположенных г. Омск, ул. Кирова, 47, в ЕГРП записи о регистрации прав, ограничений (обременений) отсутствуют.
Полагая, что государственная регистрация осуществлена на основании недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица, Инспекция г. Омска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции г. Барнаула.
Суд, отказывая в удовлетворении требований Инспекции г. Омска, исходил из того, что статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129 - ФЗ) установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации изменений в ЕГРЮЛ. Кроме того, данный закон не возлагает на регистрирующий орган обязанности по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, однако документы, представляемые на государственную регистрацию должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. Между тем Инспекцией г. Омска не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации Общества, а также из представленных доказательств невозможно однозначно определить отсутствие Общества по указанному им юридическому адресу в момент регистрации изменений. Более того, суд указал, что указанные юридическим лицом сведения носят заявительный характер, и ответственность за их достоверность возложена на заявителей, юридических лиц и (или) предпринимателей.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, по следующим обстоятельствам.
Согласно статьи 4 Закона N 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006).
В соответствии с пунктами а) статей 12, 14, 17 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица (статья 12), или при регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица (статья 14), или при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (статья 17), в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.
Статьей 25 Закона N 129-ФЗ предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой указанного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006.
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ (федеральном информационном ресурсе), любых, в том числе, надуманных сведений (например, адресов с реально несуществующими названиями населенных пунктов, улиц и т.д.), в связи с чем теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Следовательно, одним из оснований для отказа в государственной регистрации изменений является доказанная недостоверность сведений, заявленных к внесению в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица; другим основанием может быть представление в регистрирующий орган неполного пакета документов, предусмотренных соответствующей главой Закона N 129-ФЗ.
С учетом того, что Инспекцией г. Омска из всех собственников объектов недвижимости, расположенных по адресу г. Омск, ул. Кирова 47, опрашивался только работник ООО АТЯЗ "Кентавр", суд кассационной инстанции считает неопровергнутым вывод суда первой инстанции относительно недоказанности налоговым органом довода о предоставлении Обществом на регистрацию заведомо ложных сведений о местонахождении юридического лица.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта арбитражного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.03.2009 по делу N А03-1219/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 июля 2009 г. N Ф04-4036/2009(10167-А03-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании