Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 июля 2009 г. N Ф04-3510/2009(8767-А45-42)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - Администрация) о взыскании штрафа в размере 1 000 руб.
Решением от 22.10.2008 Арбитражного суда Новосибирской области требования налогового органа оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 02.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Налоговый орган считает доказанным факт направления в адрес Администрации Каменского сельсовета акта налоговой проверки и извещения о времени и месте рассмотрения результатов налоговой проверки; Администрация Каменского сельсовета привлечена к ответственности за непредставление сведений о земельных участках на основании актов о выделении (предоставлении) земельных участков.
Отзыв на кассационную жалобу Администрация Каменского сельсовета не представила.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки Администрации Каменского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, налоговым органом составлен акт от 26.03.2008 N 576 и вынесено решение от 22.04.2008 N 341. Согласно указанному решению администрация привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Решение налогового органа мотивировано неправомерным несообщением Администрацией Каменского сельсовета сведений о земельных участках признаваемых объектом налогообложения.
Требованием налогового органа от 23.05.2008 N 724 Администрации Каменского сельсовета предложено уплатить штраф в добровольном порядке в срок до 10.06.2008.
Арбитражными судами признано недействительным решение налогового органа в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Согласно пунктам 2, 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Арбитражными судами установлено, что Администрация Каменского сельсовета не была извещена налоговым органом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, так как в материалах дела отсутствуют доказательства отправки извещения по почте либо вручения его иным образом. В представленном налоговым органом реестре документов на отправку почтовой корреспонденции отсутствует печать почтового отделения.
На основании норм пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражными судами сделан обоснованный вывод о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Согласно пункту 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Арбитражными судами установлено, что налоговым органом нарушен пункт 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в решении налогового органа не указаны обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, объективная сторона правонарушения определена общей фразой как "несообщение сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по форме КНД 1114227", без указания необходимой конкретизации относительно не представленных сведений.
Учитывая допущенные налоговым органом существенные нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности, отсутствие в решении указания на допущенные Администрацией налоговые правонарушения, что не было восполнено налоговым органом в ходе судебного разбирательства, арбитражными судами обосновано отказано в удовлетворении требований налогового органа о взыскании штрафа.
В кассационной жалобе налоговый орган так же не указывает за непредставление сведений о передаче каких земельных участков Администрация привлечена к ответственности и не ссылается на наличие в материалах дела доказательств наличия фактов передачи Администрацией земельных участков. В связи с чем материалами дела не доказано наличие события налогового правонарушения.
Доводы кассационной жалобы в отношении наличия извещения Администрации являлись предметом рассмотрения арбитражными судами и им дана правильная оценка. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда по обстоятельствам отсутствия извещения Администрации о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Арбитражными судами исследованы представленные в материалы дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.10.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 02.03.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12160/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.14 ст.101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены решения о привлечении к ответственности. К таким существенным условиям относится, в частности, обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки.
По мнению налогового органа, администрация сельского совета правомерно привлечена к ответственности за непредставление сведений о земельных участках на основании актов о выделении земельных участков, т.к. была своевременно извещена о времени и месте рассмотрения результатов налоговой проверки, однако ее представители не явились.
Суд признал оспариваемое решение недействительным в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки.
Суд установил, что администрация сельсовета не была извещена налоговым органом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. В материалах дела отсутствуют доказательства отправки извещения по почте либо вручения его иным образом, а в представленном налоговым органом реестре документов на отправку почтовой корреспонденции отсутствует печать почтового отделения.
Кроме того, в нарушение п.8 ст.101 НК РФ в решении налогового органа не указаны обстоятельства совершенного правонарушения, объективная сторона правонарушения определена общей фразой как "несообщение сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по форме КНД 1114227", непредставленные сведения не конкретизирован.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции оставил без удовлетворения кассационную жалобу налогового органа.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 июля 2009 г. N Ф04-3510/2009(8767-А45-42)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании