Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 июля 2009 г. N Ф04-3401/2009(8404-А70-17)
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Сибстройсервис" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Тюмень Водоканал" об исключении из пункта 5 договора N 057/08 от 12.05.2008 "О подключении к сетям водоснабжения и водоотведения" платы за подключение к сетям водоотведения в сумме 4.969.002,42 руб.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил обязать ответчика заключить с истцом соглашение об изменении договора N 057/08, а именно - отдельные пункты договора изложить в следующей редакции:
пункт 3.1.6 - "Построить сети водопровода от границ земельного участка Заказчика, выделенного под строительство Объекта, до точек подключения к существующим уличным сетям";
пункт 5.1 - "Стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения Исполнителя по настоящему договору составляет 8.196.927,23 руб., в том числе НДС - 1.250.378,73 руб. Размер платы за подключение определен как произведение тарифа на подключение, установленного Постановлением Администрации г. Тюмени от 08.12.2006 N 25-пк "Об утверждении тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов)", и размера заявленной потребляемой нагрузки, представленной в расчете водопотребления и водоотведения, выполненного лицензированной проектной организацией, являющегося обязательным приложением к письменной заявке Заказчика";
пункт 5.3. - "Заказчик производит Исполнителю оплату по настоящему Договору в следующие сроки:
1. 1.316.592,97 руб. - в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего договора.
2. 4.421.256,09 руб. - по дополнительному графику, согласованному сторонами.
3. 2.459.078,17 руб. (30%) - за 30 календарных дней до присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения. Итого: 8.196.927,23 руб.
Решением от 01.12.2008 (судья Т.) уточненные исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 2.000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Постановлением от 05.03.2009 (судьи Г., И., Р.) апелляционной инстанции решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
Заявитель в кассационной жалобе просит отменить указанное постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу, указывая на несостоятельность доводов заявителя, просит оставить без изменения обжалуемое постановление как законное.
В судебном заседании представители сторон поддержали каждый свои доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенным 12.05.2008 между ОАО "Сибстройсервис" (заказчик) и ООО "Тюмень Водоканал" (исполнитель) договором N 057/08 "О подключении к сетям водоснабжения и водоотведения" исполнитель принял на себя обязательство по обеспечению возможности на согласованных и выданных заказчику 15.02.2008 технических условиях подключения к системе водоснабжения и канализации 16-ти этажного, 165-квартирного жилого дома со встроенными помещениями по ул. Ямская - Л. Толстого в г. Тюмени, строительство которого осуществляет ОАО "Сибстройсервис", а заказчик обязался внести плату за подключение согласно графику. Заявленная заказчиком нагрузка определена на основании представленного расчёта, выполненного лицензированной проектной организацией, и составляет по водопотреблению и водоотведению соответственно по 144,5 куб.м. в сутки. Согласована дата подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения - не позднее 01.07.2010 (с учетом протокола разногласий от 10.07.2008).
Исполнитель обязан разработать проект сетей водопровода и канализации и построить эти сети от границ земельного участка, выделенного заказчику под строительство объекта, до точек подключения к существующим уличным сетям.
Плата за подключение к сетям водоснабжения исполнителя составляет 8.196.927,23 руб., к сетям водоотведения - 4.969.002,42 руб. Общий размер платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя составляет 13.165.929,65 руб., в том числе НДС - 2.008.362,15 руб., и определен как произведение тарифа на подключение, установленного постановлением администрации г. Тюмени от 08.12.2006 N 25-пк "Об утверждении тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов)", и размера заявленной потребляемой нагрузки.
Заказчик вправе обратиться к исполнителю с предложением об изменении срока (сроков производства работ) подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения.
Во исполнение условий договора ОАО "Сибстройсервис" платёжным поручением N 1950 от 11.07.2008 перечислило на расчётный счёт ООО "Тюмень Водоканал" денежные средства в размере 1.316.592,97 руб.
Как указывает истец, во избежание срыва сроков начала строительства жилого дома ОАО "Сибстройсервис" до начала строительства перенесло существующие сети водоотведения жилого дома по ул. Луначарского, д. 42а, и построило новые сети водоотведения от границ земельного участка за счет собственных средств.
Поскольку строительство сетей осуществлялось за счет собственных средств, заказчик письмом исх. N 600 от 10.10.2008 предложил исполнителю изменить условия договора N 057/08 - из стоимости договорных работ исключить плату за подключение к сетям водоотведения в размере 4.969.002,42 руб.
ООО "Тюмень Водоканал" на указанное письмо ответило отказом, что послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Возражения против иска мотивированы тем, что предусмотренный договором срок исполнения обязательств по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения не наступил, а расчет оплаты за подключение объекта истца к сетям ответчика установлен в соответствии с существующими тарифами.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что ответчиком не выполнены существенные условия договора, а именно - обязательства по строительству сети канализации от границ земельного участка. Указал, что поскольку строительство сетей водоснабжения и водоотведения выполнено истцом за счет собственных средств, то на основании перечисленных норм права ответчиком плата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения не может взиматься.
Апелляционная инстанция в достаточно полной мере и всесторонне исследовала материалы дела и доводы сторон, в том числе - аналогичные изложенным в кассационной жалобе, дала им правильную, соответствующую обстоятельствам дела и закону, оценку. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, с учетом положений Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, обоснованно указала, что обязательство по внесению платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения зависит от необходимости реализации мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети. Правомерно сочла, что условиями договора на ответчика не возлагались обязательства по сносу существующих канализационных сетей и строительству новых, к которым должно быть произведено предусмотренное спорным договором подключение.
Правильно обратила внимание, что истцом не представлено бесспорных доказательств тому, что при подключении жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения ООО "Тюмень Водоканал" не понадобится увеличения мощности и пропускной способности указанных сетей. Самим истцом при заключении договора были представлены сведения о размере необходимой потребляемой нагрузки, в том числе по водоотведению, которая также отражена в технических условиях от 15.02.2008 и условиях подключения от 13.05.2008. Указала, что для подключения сетей канализации необходимо строительство дополнительного участка сети от согласованной в проекте точки подключения до границ земельного участка истца, что в силу закона и условий договора является обязанностью ответчика. Обоснованно сочла, что поскольку обязательства по внесению платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения зависят от необходимости реализации мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к правоотношениям сторон подлежит применению подпункт 1 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров, предусматривающий внесение платы за подключение, определяемой как произведение тарифа на нагрузку.
Оценивая установленные по делу обстоятельства с учетом положений статей 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно пришла к выводу, что строительство истцом сетей канализации, которое не предусматривалось сторонами при заключении договора, не является существенным изменением обстоятельств, которое влияет на условия договора о плате за подключение. Также посчитала, поскольку стороны определяли размер платы за подключения независимо от расходов на строительство сетей, то оснований утверждать, что исполнение договора без изменения его условий о цене настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора, не имеется.
В этой связи правильно сочла необоснованным вывод суда первой инстанции о наличии достаточных условий для изменения договора N 057/08 от 12.05.2008.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы заявителя, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом апелляционной инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, являющегося обоснованным и законным, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 05.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7004/18-2008 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2009 г. N Ф04-3401/2009(8404-А70-17)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании