Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 июля 2009 г. N Ф04-4344/2009(10891-А03-25)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Стройвектор+" (далее -ООО "Стройвектор+", общество) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 18.08.2008 N 5119 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда от 18.11.2008, оставленным в силе постановлением апелляционного суда от 14.04.2009, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что обществом документально не подтвержден налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по счету-фактуре от 30.07.2007 N 21.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Стройвектор+" уточненной налоговой декларации по НДС за октябрь 2007 года, по результатам которой составлен акта от 18.06.2008 N 3095 и принято решение от 18.08.2008 N 5119 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислен НДС в сумме 624 273 руб., начислены пени по НДС в сумме 52 532,58 руб., начислен штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС в сумме 124 854,60 руб.
Не согласившись с выводами инспекции, ООО "Стройвектор+" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды, полно и всесторонне изучив материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с фактическими его обстоятельствами, приняли законные и обоснованные судебные акты, исходя из следующего.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Из изложенного следует, что налогоплательщик может уменьшить налогооблагаемую базу по НДС только в том случае, если указанные им затраты фактически произведены и документально подтверждены.
Положения статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 Кодекса и предполагают возможность возмещения налога из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций, а также реальную уплату налога участниками данных операций.
Судами установлено, что в ходе проверки инспекция пришла к выводу, что представленные обществом бухгалтерские документы не подтверждают факт отгрузки товаров (работ, услуг) с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) по счету-фактуре от 30.09.2007 N 21 на сумму 3 609 178 руб., в том числе НДС - 550 552, 57 руб. (п. 2.2. решения инспекции, л.д.10).
Однако как правомерно отмечено судами, в нарушение положений пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении налогового орган отсутствует обоснование какие из представленных (либо не представленных) документов не подтверждают факт отгрузки товаров по данному счету-фактуре.
При этом ни в акте налоговой проверки, ни в решении инспекции не отражен факт непредставления счета-фактуры от 30.09.2007 N 21, в связи с чем арбитражными судами правомерно отклонены как неподтвержденные доводы налогового органа о непредставлении указанного счета-фактуры на проверку.
В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения инспекцией пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого в том случае, если в ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган установил расхождение между данными книги покупок и представленными на проверку документами (счетами-фактурами) налоговый орган обязан потребовать у налогоплательщика необходимые пояснения по данному факту или внести соответствующие исправления.
Вместе с тем, судом обоснованно принято во внимание, что ООО "Стройвектор+" представило в материалы дела счет-фактуру от 30.09.2007 N 21, в связи с чем выводы инспекции об отказе в праве на налоговый вычет по данному счету-фактуре правомерно признаны судами незаконными.
Также судами установлено, что налоговым органом дополнительно отказано в праве на налоговый вычет по 24 счетам-фактурам на общую сумму 341 896,85 руб. В качестве основания указано, что товарные накладные к данным счетам-фактурам ненадлежаще оформлены, не заполнены реквизиты (не указана доверенность), следовательно, товар не мог быть оприходован.
Указанным доводам инспекции арбитражными судами дана полная и всесторонняя оценка с учетом имеющихся в материалах дела доказательств.
Так, судами правомерно отмечено, что поскольку руководителем ООО "Стройвектор+" является Г.И.М., являющийся законным представителем юридического лица, действующим без доверенности, соответственно, ссылки инспекции на то, что товарные накладные составлены с нарушением в виду отсутствия в них указания на доверенность, являются необоснованными, так как согласно товарным накладным груз от имени ООО "Стройвектор+" был получен непосредственно Г.И.М.
Доводы инспекции в отношении товарных накладных от 22.10.2007 N 2797, от 05.10.2007 N РНк-004529, согласно которым груз принял гр. П., отклонены судами на основании статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом судами также учтено, что налоговым органом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, что гр. П. не является работником общества, что сделка в последствии не была одобрена законным представителем общества. Кроме того, какие-либо объяснения по факту выдачи доверенности у руководителя общества в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган в ходе налоговой проверки не брал. Следовательно, данные обстоятельства не могут в данном случае являться основанием для отказа в праве на налоговый вычет.
В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не представлено доказательств отсутствия реальности финансово-хозяйственной деятельности ООО "Стройвектор+".
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы.
Выводы арбитражного суда сделаны в соответствии с нормами действующего налогового законодательства, тогда как доводы кассационной жалобы налогового органа заявлены без учетов выводов судов относительно обстоятельств дела, и направлены на их переоценку, оснований к чему кассационная инстанция в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 18.11.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2009 по делу N А03-9215/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июля 2009 г. N Ф04-4344/2009(10891-А03-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании