Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 июля 2009 г. N Ф04-4207/2009(10530-А46-9)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Культсервис" (далее - ЗАО "Культсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - Главное управление по земельным ресурсам) о признании недействительным пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2069/2007 в части возложения на общество обязанности по оплате стоимости земельного участка, превышающей сумму 12 454,24 руб., а также приложения к договору "Расчет цены выкупа земельного участка".
Заявленные требования основаны ссылкой на пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") и мотивированы тем, что общество имеет право получить в собственность земельный участок по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости, поскольку принадлежащие ему объекты недвижимости на праве собственности ранее были отчуждены из государственной собственности в процессе приватизации.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.01.2009 (судья Ш.П.Т.) суд удовлетворил исковые требования, признав недействительным пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2069/2007, в части оплаты стоимости земельного участка, превышающей сумму 12 454, 24 руб. и приложение к договору "Расчет цены выкупа земельного участка".
Восьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 06.04.2009 отменил решение суда и принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апелляционный суд, сославшись на судебную практику, посчитал обоснованными доводы Главного управления по земельным ресурсам о том, что для применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при исчислении выкупной цены в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка имеет правовое значение непосредственное отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности, указав, что ЗАО "Культсервис" приобрело объект недвижимости на спорном земельном участке не из государственной собственности непосредственно.
В кассационной жалобе ЗАО "Культсервис" просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению общества, апелляционным судом неверно истолкована норма статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В судебном заседании представитель ЗАО "Культсервис" поддержал доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Материалами дела подтверждается, что ЗАО "Культсервис" является собственником объекта недвижимости - одноэтажного кирпичного строения площадью 76,4 кв. метров, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 20 лет РККА, д. 298.
Данный объект недвижимости приобретен ЗАО "Культсервис" в результате его передачи одним из учредителей общества - ЗАО "Культторг" в оплату приобретаемых акций создаваемого акционерного общества (ЗАО "Культсервис").
ЗАО "Культсервис" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Главное управление по земельным ресурсам с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0089.
В соответствии с заключенным договором купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2069/2007 Главное управление по земельным ресурсам передало ЗАО "Культсервис" в собственность земельный участок из земель населенных пунктов площадью 117 кв. метров, с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0089, на котором располагается одноэтажное кирпичное строение общей площадью 76,4 кв.метров.
Цена земельного участка согласно пункту 2.1 договора, а также приложению к договору "Расчет цены выкупа земельного участка" определена в размере 59 780, 35 руб. на основании статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", постановления Правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" и решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска".
Арбитражным судом установлено, что договор купли-продажи земельного участка сторонами исполнен.
ЗАО "Культсервис" в установленном законом порядке зарегистрировало право собственности на земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 658768.
Общество, считая, что цена земельного участка должна определяться в соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку находящийся на спорном земельном участке объект недвижимости ранее был отчужден из государственной собственности в процессе приватизации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при разрешении спора установил, что имущество, полученное ЗАО "Культсервис" в счет оплаты акций от ЗАО "Культторг", было приобретено правопредшественником последнего - Омским арендным оптовым предприятием "Роскультторг" в соответствии с планом приватизации 1992 года, на основании договора выкупа арендованного имущества от 26.10.1992 N 16, заключенного с Фондом имущества Омской области.
Исходя из установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество в силу пункта 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" имеется право на приобретение земельного участка по цене 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела отказал в удовлетворении исковых требований, считая, что в данном случае пункт 1 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не подлежит применению при определении цены выкупаемого земельного участка, поскольку право собственности на строение перешло к обществу непосредственно не из государственной собственности, а из частной.
Суд кассационной инстанции находит выводы апелляционного суда ошибочными.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно рекомендациям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключенному в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Из приложения к договору "Расчет цены выкупа земельного участка" следует, что цена земельного участка была определена в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что до 01.01.2010 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.04.2009 N 14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ЗАО "Культсервис" относится к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка, определенная пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку объект недвижимости, приобретенный в собственность обществом, ранее был отчужден из государственной собственности в порядке приватизации.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование ЗАО "Культсервис".
При данных обстоятельствах вывод апелляционного суда о том, что правоотношения сторон по рассматриваемому делу регулируются пунктом 2 статьи 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" нельзя признать обоснованным.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Решение суда от 26.01.2009 следует оставить в силе, как соответствующее действующему законодательству и обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе в сумме 1000 руб. подлежит отнесению на Главное управление по земельным ресурсам Омской области.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 по делу N А46-19801/2008 отменить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.01.2009 по данному делу оставить в силе.
Взыскать с Главного управления по земельным ресурсам Омской области в пользу закрытого акционерного общества "Культсервис" расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб. за кассационную жалобу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2009 г. N Ф04-4207/2009(10530-А46-9)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании