город Омск
06 апреля 2009 г. |
Дело N А46-19801/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.,
судей Рожкова Д.Г., Ильницкой Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазик И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1369/2009) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26.01.2009 по делу N А46-19801/2008 (судья Штаненко П.Т.), принятое по иску закрытого акционерного общества "Культсервис" к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области
о признании договора недействительным в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от ЗАО "Культсервис" - Стоялов В.А. (доверенность б/н от 11.05.2007 сроком действия три года),
от ГУ по земельным ресурсам Омской области - представитель не явился,
установил:
Закрытое акционерное общество "Культсервис" (далее - ЗАО "Культсервис") 03.10.2008 обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУ по земельным ресурсам Омской области) о признании недействительным пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2069/2007 в части возложения на истца обязанности по оплате стоимости земельного участка, превышающей сумму 12 454 руб. 24 коп., а также приложения к договору "Расчет цены выкупа земельного участка".
В обоснование иска ЗАО "Культсервис" со ссылкой на пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ ) указало, что ему принадлежит право получить в собственность земельный участок по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости, поскольку расположенные на земельном участке объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, ранее являлись государственной собственностью и были переданы в частную собственность в процессе приватизации. Таким образом, по мнению истца, за земельный участок, имеющий кадастровую стоимость 498 169 руб. 62 коп., он должен был заплатить 12 454 руб. 24 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26.01.2009 по делу N А46-19801/2008 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2069/2007, заключенного между ГУ по земельным ресурсам Омской области и ЗАО "Культсервис", в части оплаты стоимости земельного участка, превышающей сумму 12 454 руб. 24 коп., и приложение к договору "Расчет цены выкупа земельного участка". С ГУ по земельным ресурсам Омской области в пользу ЗАО "Культсервис" взыскано 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судом решения, ГУ по земельным ресурсам Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска ЗАО "Культсервис". По мнению ответчика, для применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ и исчисления выкупной цены в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка правовое значение имеет непосредственное отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности, а не факт его нахождения когда-то в государственной или муниципальной собственности. Поскольку в рассматриваемом случае объект недвижимости был отчужден из частной собственности, то выкупная цена земельного участка должна быть рассчитана в порядке пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ по правилам, установленным субъектом Российской Федерации, а именно: дифференцированно в зависимости от ставки земельного налога.
ЗАО "Культсервис" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ГУ по земельным ресурсам Омской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Культсервис" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда , начатом 24.03.2009, объявлялся перерыв до 17час. 30мин. 31.03.2009, по окончании которого судебное заседание продолжено 31.03.2009.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, выслушав явившегося представителя истца, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается и установлено судом первой инстанции, что ЗАО "Культсервис" является собственником объекта недвижимости - одноэтажного кирпичного строения площадью 76,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Омск, ул. 20 лет РККА, д. 298. Строение передано ЗАО "Культсервис" при его создании одним из учредителей - ЗАО "Культторг" в оплату приобретаемых акций создаваемого акционерного общества (ЗАО "Культсервис").
Согласно пункту 7 учредительного договора от 01.04.1998 о создании ЗАО "Культсервис" (л.д.27-31) ЗАО "Культторг" оплачивает акции ЗАО "Культсервис", размещаемые при его учреждении, денежными средствами в размере 509 руб. 20 коп. и имуществом на общую сумму 3 894 090 руб. 80 коп. В оплату акций передаются объекты недвижимости, перечисленные в приложении N 2 к договору. В число этих объектов недвижимости вошло и одноэтажное кирпичное строение площадью 76,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Омск, ул. 20 лет РККА, д. 298.
Ранее имущество, передаваемое ЗАО "Культторг" в счет оплаты акций ЗАО "Культсервис", было выкуплено в соответствии с утвержденным планом приватизации от 1992 года и договором выкупа арендованного имущества от 26.10.1992 N 16 (л.д.7-16), заключенным между Фондом имущества Омской области и Омским арендным оптовым предприятием "Роскультторг" - правопредшественником ЗАО "Культторг".
ЗАО "Культсервис" в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ обратилось в ГУ по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0089, местоположение которого установлено относительно одноэтажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 20 лет РККА, д. 298.
Между ГУ по земельным ресурсам Омской области (продавец) и ЗАО "Культсервис" (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2069/2007 (л.д.17-19), в соответствии с которым продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 117кв.м, с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0089, на котором располагается одноэтажное кирпичное строение общей площадью 76,4кв.м (пункты1.1, 1.2 договора). Цена участка согласно пункту 2.1 договора, а также приложению к договору "Расчет цены выкупа земельного участка" составляет 59 780 руб. 35 коп. , что соответствует 8-кратной ставке земельного налога (кадастровая стоимость земельного участка - 498169,62 руб., размер земельного налога - 7472,54руб.). В расчете цены выкупа указано, что цена определена на основании статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", постановления Правительства Омской области от 25.08.2005 N96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" и решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N298 "О земельном налоге на территории города Омска".
Договор сторонами исполнен, право собственности ЗАО "Культсервис" на земельный участок зарегистрировано 17.03.2008 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 658768 на л.д.25).
Из имеющегося к договору купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2069/2007 приложения "Расчет цены выкупа земельного участка", а также пояснений истца и ответчика следует, что цена земельного участка была определена в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 2 настоящего Федерального закона до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500тысяч человек до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В предъявленном иске ЗАО "Культсервис" основывается на том, что цена земельного участка подлежит определению в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Принимая решение об удовлетворении иска ЗАО "Культсервис", суд первой инстанции с позицией истца согласился. Однако суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции основывался на неправильном истолковании положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) предусмотрено, что до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ подлежат истолкованию с учётом имеющихся в данной статье положений пункта 2 , также предусматривающих приобретение до 1 января 2010 года находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений , расположенных на этих земельных участках.
При системном истолковании выявляется, что предусмотренный в пункте 1 порядок приобретения земельных участков является по своему содержанию льготным, и установлен он для определенной категории собственников зданий, строений, сооружений. Отнесение к данной категории собственников обусловлено по существу тем, чтобы эти здания, строения, сооружения были отчуждены им из государственной или муниципальной собственности. Не указанные в пункте 1 статьи 2 лица (собственники) приобретают земельные участки, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, по правилам, установленным в пункте 2 этой же статьи .
Иное истолкование пункта 1 статьи 2 как не содержащего ограничений по категориям собственников лишает указанную норму значения льготной.
В связи с чем суд апелляционной инстанции считает обоснованными доводы ГУ по земельным ресурсам Омской области в апелляционной жалобе о том, что для применения пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ и исчисления выкупной цены в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка правовое значение имеет непосредственное отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности.
Указанную позицию суд апелляционной инстанции считает правомерной, она согласуется с имеющейся по данному вопросу арбитражной практикой (Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 01.10.2008 N КГ-А41/8921-08, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.10.2008 N 13938/08 и от 22.01.2009 N 15055/08).
ЗАО "Культсервис" не может быть отнесено к категории собственников, на которых распространяется льготный порядок определения цены выкупа земельного участка , установленный в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ, поскольку здание на спорном земельном участке приобретено истцом от ЗАО "Культторг" в качестве вклада в оплату акций, а не из государственной или муниципальной собственности непосредственно.
Правом выкупа земельного участка в том порядке, в котором бы выкупало эту землю лицо, приватизировавшее здание (строение, сооружение), указанная выше правовая норма вторичных собственников недвижимого имущества не наделяет.
При таких обстоятельствах правоотношения сторон по рассматриваемому делу регулируются пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ, а не пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона. Выкупная цена земельного участка в таком случае рассчитывается по правилам, установленным субъектом Российской Федерации, дифференцированно в зависимости от ставки земельного налога.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает не подлежащим удовлетворению иск ЗАО "Культсервис" о признании недействительными пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 29.12.2007 N 2069/2007 в части возложения на истца обязанности по оплате стоимости земельного участка, превышающей сумму 12 454 руб. 24 коп., и приложения к договору "Расчет цены выкупа земельного участка".
С учётом обоснования исковых требований ЗАО "Культсервис" и изложенных в настоящем постановлении мотивов к отказу в удовлетворении иска, довод ГУ по земельным ресурсам Омской области о том, что при расчете цены выкупа необходимо руководствоваться постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом города Омска в границах кадастрового района 55:36" не подлежит оценке судом.
Отменяя решение по делу, суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска ЗАО "Культсервис". Апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению. Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе относится на истца - ЗАО "Культсервис".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.01.2009 по делу N А46-19801/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Культсервис" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Д.В. Ильницкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19801/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Культсервис"
Ответчик: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области