Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 июля 2009 г. N Ф04-4573/2009(11955-А27-25)
(извлечение)
Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области" (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя С.С.В. (далее - предприниматель С.С.В.) штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год в сумме 176,60 руб.
Решением арбитражного суда от 19.03.2009, оставленным в силе постановлением апелляционного суда от 12.05.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт. Полагает взыскание штрафа обоснованным, поскольку предпринимателем не исполнена обязанность о предоставлении сведений об уплаченных страховых взносах в Пенсионный фонд, то есть не были представлены индивидуальные сведения за 2007 год. Считает необоснованными выводы арбитражных судов обеих инстанций о том, что ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности не изложены обстоятельства совершения предпринимателем вменяемого правонарушения, ссылаясь на факт установления специалистом Управления в ходе проверки непредставления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, согласно решению Управления от 03.06.2008 N 169 предприниматель С.С.В. привлечен к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в виде наложения штрафа в размере 176,70 руб.
Основанием для привлечения предпринимателя к ответственности явилось непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды правомерно исходили из следующего.
Статьями 9, 10, 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлены соответствующие случаи и порядок представления сведений, предусмотренных подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 настоящего Закона, как для страхователя, так и для физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы. При этом указанными нормами данного Закона предусмотрен различный перечень сведений, представляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также порядок и условия их представления как страхователями, так и физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Так, пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом застрахованном лице, тогда как в порядке пункта 5 указанной статьи Закона физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая, что положениями Закона N 27-ФЗ не установлен порядок проведения проверок и привлечения к ответственности, арбитражные суды, обоснованно руководствовались частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 7 статьи 9 и статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации и исходили из того, что привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Согласно пункту 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в нарушение изложенных норм, ни в акте проверки от 04.05.2008 N 169, ни в решении о привлечении к ответственности от 03.06.2008 N 169 не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, а именно: не указано, за непредставление каких конкретно сведений предприниматель привлекается к ответственности; отсутствуют ссылки на нормы действующего законодательства, устанавливающие обязанность индивидуальных предпринимателей представлять сведения в Пенсионный фонд, а также на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.
Доказательств обратного Управлением в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, не приведены соответствующие доводы в кассационной жалобе.
Таким образом, арбитражные суды правомерно признали заявленные требования о взыскании штрафа немотивированными и не подтвержденными документально, следовательно, не подлежащими удовлетворению.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учетов выводов судов относительно обстоятельств дела, и направлены на их переоценку, оснований к чему кассационная инстанция в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.03.2009 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2009 по делу N А27-514/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции.
По мнению Управления ПФР, привлечение предпринимателя к ответственности обоснованно, поскольку им не исполнена обязанность о представлении сведений об уплаченных страховых взносах в Пенсионный фонд.
Однако, суд пришел к выводу о недоказанности факта совершения правонарушения предпринимателем.
Так, суд исходил из того, что привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства.
Суд указал, что в нарушение изложенных норм ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения, а именно: не указано, за непредставление каких конкретно сведений предприниматель привлекается к ответственности; отсутствуют ссылки на нормы действующего законодательства, устанавливающие обязанность индивидуальных предпринимателей представлять сведения в Пенсионный фонд, а также на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции оставил без удовлетворения кассационную жалобу Управления ПФР.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. N Ф04-4573/2009(11955-А27-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании