Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 июля 2009 г. N Ф04-4507/2009(11813-А45-43)
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2009 г.
Открытое акционерное общество "Пивоваренная компания "Балтика" (далее по тексту - ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии г. Новосибирска о признании недействительным предписания Управления рекламы мэрии г. Новосибирска по прекращению нарушения порядка установки и (или) эксплуатации рекламных и (или) информационных конструкций N 05-4073 от 16.09.2008.
Заявленные требования мотивированы тем, что крышные установки на здании предприятия "Балтика", вывеска на здании контрольно-пропускного пункта (проходной), флаги на территории завода, которые предписано демонтировать, содержат изображение товарного знака и не предназначены для привлечения внимания неопределенного круга лиц к юридическому лицу (ОАО "Пивоваренная компания "Балтика") и его товарам, а информирует о его местонахождении, в связи с чем, указанные обьекты (конструкции) не являются рекламными и требование к их демонтажу как самовольно установленным рекламным конструкциям, являются незаконными.
Решением от 12.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований было отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушении норм процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и признать недействительным обжалуемый ненормативный правовой акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Управлением рекламы мэрии города Новосибирска были нарушены положения статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, которые выразились в отклонении судом ходатайства Общества об отложении рассмотрения дела.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия города Новосибирска возражает против доводов заявителя жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых судебных актов.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, заслушав представителей Общества и исходя из доводов кассационных жалоб и возражений относительно жалобы, пришел к выводу об удовлетворении кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Обществу 16.09.2008 Управлением рекламы мэрии города Новосибирска вынесено предписание по прекращению нарушения порядка установки и (или) эксплуатации рекламных и (или) информационных конструкций N 05-4073, в соответствии с которым заявителю предписывается в течение 5 дней демонтировать как самовольно установленные следующие рекламные конструкции: 1) крышная установка на здании по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 10.00 х 2.00 метров, текст "БАЛТИКА"; 2) крышная установка на здании по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 10.00 х 2.00 метров, текст "БАЛТИКА"; 3) крышная установка на здании по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 10.00 х 0.30 метров, текст "БАЛТИКА"; 4) рекламная конструкция на сооружении по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 8.00 х 1.00 метров, текст "БАЛТИКА"; 5) флаг на участке улично-дорожной сети по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 2.00 х 1.00 метров, текст "БАЛТИКА"; 6) флаг на участке улично-дорожной сети по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 2.00 х 1.00 метров, текст "БАЛТИКА"; 7) флаг на участке улично-дорожной сети по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 2.00 х 1.00 метров, текст "Балтика"; 8) флаг на участке улично-дорожной сети по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 2.00 х 1.00 метров, текст "Балтика".
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
При принятии оспариваемых судебных актов, арбитражный суд первой и апелляционной инстанции исходили из того, что целевым назначением конструкций, размещенных Обществом на крыше здания и флагштоках является не информирование потребителей о фирменном наименовании изготовителя и его месте нахождения, а привлечении внимания к данному юридическому лицу неопределенного круга лиц и рекламе его товарного знака, то есть признали, что размещенные Обществом конструкции являются рекламными.
Суд кассационной инстанции, исходя из установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Новосибирской области и постановление седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене по следующим основаниям.
Статьей 200 часть 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, применив положения статьи 9 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей, статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" сочли доказанным, что крышная установка на здании по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 10.00 х 2.00 метров, текст "БАЛТИКА"; 2) крышная установка на здании по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 10.00 х 2.00 метров, текст "БАЛТИКА"; 3) крышная установка на здании по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 10.00 х 0.30 метров, текст "БАЛТИКА"; 4) рекламная конструкция на сооружении по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 8.00 х 1.00 метров, текст "БАЛТИКА"; 5) флаг на участке улично-дорожной сети по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 2.00 х 1.00 метров, текст "БАЛТИКА"; 6) флаг на участке улично-дорожной сети по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 2.00 х 1.00 метров, текст "БАЛТИКА"; 7) флаг на участке улично-дорожной сети по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 2.00 х 1.00 метров, текст "Балтика"; 8) флаг на участке улично-дорожной сети по адресу: Станционная 2-я ул., 34КЗ, площадь информационного поля: 2.00 х 1.00 метров, текст "Балтика" являются рекламными конструкциями, а не вывесками и подлежат демонтажу как самовольно установленные в указанные в предписании сроки.
При этом суд апелляционной инстанции в своем постановлении сослался на статью 3 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе", из которой следует, что под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно положениям статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может иметь фирменное наименование, которое указывается в учредительных документах (часть 2).
Требование к фирменному наименованию устанавливается настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
Названное требование служит целям идентификации юридического лица, индивидуализирует его как участника гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений. Наименование является формальным и неотъемлемым признаком юридического лица, изменяемым в установленном порядке.
Из обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций следует, что наименование Общества, зарегистрированное в установленном законом порядке и размещенное на конструкциях, указанных в обжалуемом предписании, согласуется с его товарным знаком.
В материалах дела имеется свидетельство на общеизвестный товарный знак N 57 "Балтика", правообладателем которого является Открытое акционерное общество "Пивоваренная компания "Балтика".
В соответствии со статьей 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, товарные знаки, выступающие в качестве наименования заведения и индивидуализирующие организации в месте их нахождения не могут быть признаны рекламой. Такая информация может быть размещена на вывеске и указателе и на нее не распространяются требования Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" (пункта 5 части 2 статьи 2 вышеуказанного Закона) независимо от манеры исполнения указанных обозначений.
Из разьяснения, содержащегося в пункте 18 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" следует, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Суд кассационной инстанции считает, что при указанных обстоятельствах у мэрии города Новосибирска в лице Управления по рекламе отсутствовали основания для вынесения оспариваемого предписания, в связи с чем оспариваемое предписание мэрии N 05-4073 от 16.09.2008 следует признать недействительным, как нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
Доводы Общества о том, что указанные в обжалуемом предписании конструкции, содержащей единственное слово "Балтика, является указание места фактического расположения юридического лица не опровергнуты доказательствами по делу.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции считает обжалуемые решение и постановление подлежащими отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает новый судебный акт, с признанием недействительным обжалуемого предписания.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2009 по делу N А45-244/2009 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Управления рекламы мэрии города Новосибирска от 16.09.2008 N 05-4073 как не соответствующего положениям статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июля 2009 г. N Ф04-4507/2009(11813-А45-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании