Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 августа 2009 г. N Ф04-3667/2009(9168-А46-43)
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства "АСК" (далее по тексту - ООО "УКС "АСК", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент) по изготовлению и направлению на согласование заявителю в январе 2007 нового проекта границ земельного участка по адресу: город Омск, улица 70 лет Октября; о признании незаконным бездействия Главного управления по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - Управление, ГУЗР Омской области), выразившегося в неисполнении требований пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка площадью 48 800 кв. м для строительства объектов в течение двухнедельного срока на основании заявления данного юридического лица и кадастрового плана земельного участка; а также об обязании Главного управления по земельным ресурсам Омской области принять решение о предоставлении земельного участка площадью 48 800 кв.м для строительства выставочно-ярмарочного и административно-гостиничного комплексов, в том числе для организации парковки, исходя из размеров и границ, установленных распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 18.02.2006 N 16-р.
Заявленные требования мотивированы тем, что распоряжением Департамента от 18.02.2006 N 16-р утвержден акт выбора земельного участка от 14.08.2001 N 4296 и проект границ земельного участка под строительство вышеуказанного объекта недвижимости; Департаментом выдано архитектурно- планировочное задание N 12636 от 08.02.2006, в котором определено назначение объекта - выставочно-ярмарочный и административно - гостиничный комплекс по ул. 70 лет Октября в Кировском административном округе г. Омска; к заданию приложен ситуационный план N 203 от 09.02.2006; изготовлен кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3020, указана ориентировочная площадь данного земельного участка -129 224,2 кв. м, подлежащая уточнению. Распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 15.08.2006 N 26-р утвержден проект территориального землеустройства и в указанном распоряжении имеется характеристика земельных участков площадью 124 313,2 кв. м и 1806 кв. м, предназначенных для строительства выставочно-ярмарочного и административно - гостиничного комплекса.
По мнению заявителя, при наличии заявления и кадастрового плана ГУЗР Омской области должен был принять решение о предоставление земельного участка для строительства вышеуказанных объектов.
Однако на момент обращения Общества в арбитражный суд проект решения не был разработан, не согласован и не утвержден, мотивированный отказ не направлен в адрес заявителя.
Заявитель указывает, что в результате действий Департамента по направлению в январе 2007 проекта земельного участка нарушаются положения пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Непринятие ГУЗР Омской области в соответствии с требованием пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставление земельного участка для строительства в сроки на основании заявления с приложением кадастрового плана нарушают права заявителя.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса заявитель уточнил свои требования и просит арбитражный суд обязать ГУЗР Омской области принять решение о предоставлении Обществу земельного участка площадью 48 800 кв.м для строительства выставочно-ярмарочного и административно - гостиничного комплекса и парковки автомобилей согласно распоряжения Департамента от 18.06.2006 N 16-р.
При этом заявитель указал, что во время судебного разбирательства данного арбитражного дела заявитель получил в аренду на три года для строительства объектов площадью 77224 кв. м, что на 48 895 кв.м меньше запрашиваемого, поэтому Общество вновь обратилось с заявлением в ГУЗР Омской области с просьбой предоставить земельный участок вышеуказанной площадью для организации некоммерческой парковки по ул. 70 лет Октября , 25.
Решением от 15.09.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.03.2009 суда апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новое решение о признании незаконными оспариваемых действий Департамента и бездействия ГУЗР Омской области.
Отзывы на кассационную жалобу Департаментом и ГУЗР Омской области до начала судебного заседания не представлены.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя заявителя кассационной жалобы, проверив правильность применения судами при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Омска Обществу выдан акт N 4296 от 14.08.2001 предварительного выбора земельного участка под строительство объекта - выставочно-ярмарочного и административно-гостиничного комплексов. Ориентировочные границы участка были даны в прилагаемой к акту выкопировке.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Омска 08.02.2006 утверждено архитектурно-планировочное задание N 12636 объекта - выставочно-ярмарочного и административно-гостиничного комплексов по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе г. Омска и издано распоряжение от 08.02.2006 N 16-р "О предварительном согласовании места размещения выставочно-ярмарочного и административно-гостиничного комплексов по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе города Омска".
Данным распоряжением Департамент утвердил акт о выборе земельного участка от 14.08.2001 N 4296 и проект границ земельного участка под строительство выставочно-ярмарочного и административно-гостиничного комплексов по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе г. Омска, а также обязал Общество оформить документы о предоставлении земельного участка и о разрешении строительства в установленном порядке.
Распоряжением от 15.08.2006 N 26-р ГУЗР Омской области утвердило проект территориального землеустройства по формированию земельного участка из состава земель поселений:
1-й участок - площадью 124 313 кв. м (составной), местоположение которого установлено в 190 метрах южнее жилого дома с почтовым адресом: город Омск, улица Конева, дом 14, корпус 2 в Кировском административном округе города Омска, предназначен для общественно-деловых целей - строительства выставочно-ярмарочного и административно-гостиничного комплексов;
2-й участок - площадью 1806 кв.м из состава земель общего пользования, местоположение которого установлено в 250 метрах юго-западнее жилого дома с почтовым адресом: город Омск, улица Конева, дом 14, корпус 2 в Кировском административном округе города Омска, предназначен для общественно-деловых целей - строительства выставочно-ярмарочного и административно-гостиничного комплексов.
Несмотря на наличие распоряжения от 08.02.2006 N 16-р, утверждающего акт выбора земельного участка от 14.08.2001 N 4296; проекта границ земельного участка; архитектурно-планировочного задания с ситуационным планом; кадастрового плана от 17.02.2006 земельного участка с кадастровым номером 55:36:14:01 03:3020 площадью 129 224,2 кв.м; утвержденного распоряжением ГУЗР Омской области от 15.08.2006 N 26-р проекта территориального землеустройства с описанием двух земельных участков площадью 124 313 кв.м и 1806 кв.м, Департамент направил в январе 2007 в адрес Общества новый проект границ, изготовленный без заявления юридического лица, меньшей площадью, с измененными границами.
Общество, полагая, что действия Департамента не соответствуют требованиям пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а бездействие ГУЗР Омской области выразившееся в неисполнении требований пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, непринятии решения о предоставлении земельного участка для строительства в течение двухнедельного срока на основании заявления юридического лица и кадастрового плана земельного участка, обратилось в суд с требованием о признании действий Департамента по изготовлению и направлению на согласование заявителю в январе 2007 нового проекта границ земельного участка по адресу: город Омск, улица 70 лет Октября и бездействия ГУЗР Омской области незаконными, и возложении на ГУЗР Омской области обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства выставочно-ярмарочного и административно-гостиничного комплексов по адресу: город Омск, улица 70 лет Октября - улица Конева в Кировском административном округе города Омска, состоящем из двух участков в размерах и границах, утвержденных распоряжением Департамента от 15.08.2006 N 26-р.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований об оспаривании действий Департамента, исходил из того, что направление в январе 2007 в адрес Общества нового проекта земельного участка не нарушают права и законные интересы заявителя.
Требования Общества о признании незаконными бездействия ГУЗР Омской области по принятию в установленный срок решение о предоставлении Обществу земельного участка площадью 48 800 кв. м для строительства выставочно-ярмарочного и административно - гостиничного комплекса и парковки автомобилей согласно распоряжения Департамента от 18.06.2006 N 16-р в связи с предоставлением земельного участка меньше запрашиваемой площади на 48 895 кв.м арбитражным судом признано не доказанными.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, исходя из установленных обстоятельств дела и действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
На основании данного акта органом, определенным в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, закон допускает возможность существования нескольких вариантов выбора земельного участка и, следовательно, возможность утверждения соответствующих этим вариантам выбора проектов границ земельного участка.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным выводы арбитражных судов о том, что при наличии действующего распоряжения Департамента от 08.02.2006 N 16-р "О предварительном согласовании места размещения выставочно-ярмарочного и административно-гостиничного комплексов по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе города Омска", действия Департамента по изготовлению и направлению на согласование Обществу в январе 2007 нового проекта границ земельного участка по адресу: город Омск, улица 70 лет Октября, сами по себе не нарушают прав и законных интересов Общества.
Пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что 01.08.2008 письмом исх. N 02-01/8109 Обществу разъяснен порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством (для парковки автомобилей), и 13.08.2008 поступило в адрес Общества письмо из Департамента от 25.07.2008 с отказом в удовлетворении заявления и предложением "расчетное количество парковочных мест для легковых автомобилей необходимо предусмотреть в границах предоставленных земельных участков".
На основании вышеуказанного письма Обществом составлен расчет количества парковочных мест для легковых автомобилей на земельных участках, расположенных у выставочно - ярмарочного и административно - гостиничного комплексов по адресу: ул. 70 лет Октября, 25 на площадь 27 800 кв. м , который представлен с заявлением в ГУЗР Омской области (л.д. 40-42 том 3).
Арбитражным судом установлено, что из приложенного к распоряжению Департамента от 08.02.2006 N 16-р проекта границ земельного участка, утвержденного названным распоряжением, следует, что Департаментом был утвержден проект границ земельного участка для предварительного согласования места размещений выставочно-ярмарочного и административно-гостиничного комплекса по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе города Омска площадью 86 626 кв. м.
В связи с указанными обстоятельствами, арбитражные суды правомерно указали на то, что доводы Общества в обоснование площади предоставляемого земельного участка большего размера со ссылкой на иные документы, в том числе кадастровый план земельного участка, архитектурно-планировочное задание, которые в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации принимаются на основании утвержденного акта выбора земельного участка, является необоснованными.
Распоряжением ГУЗР Омской области от 29.12.2006 N 540-р ранее принятое распоряжение ГУЗР Омской области от 15.08.2006 N 26-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства" было признано утратившим силу.
При этом вышеуказанное распоряжение N 540-р от 29.12.2006 было обжаловано Обществом в Арбитражном суде Омской области (дело N А46-5423/2007), однако в судебном заседании 08.05.2008 Общество отказалось от требований к ГУЗР Омской области о признании недействительным распоряжения от 29.12.2006 N 540-р.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом установленных обстоятельств выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемыми действия Департамента и бездействия ГУЗР Омской области не нарушаются права и законные интересы заявителя, являются обоснованными.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.09.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-871/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 августа 2009 г. N Ф04-3667/2009(9168-А46-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании