Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 августа 2009 г. N Ф04-4603/2009(12011-А67-34)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2010 г. по делу N А67-159/2009
Общество с ограниченной ответственностью "Сибгазснабсервис" (далее - ООО "Сибгазснабсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее - налоговый орган), при участии третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Томской области о признании недействительным решения от 09.10.2008 N 6333 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- пункта 4.1 резолютивной части решения в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 2 865 771,97 руб.
- пункта 1 и пункта 4.2 резолютивной части решения в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и предложения уплатить налоговые санкции за неуплату НДС в размере 573 154,40 руб.;
- пункта 1 и пункта 4.2 резолютивной части решения в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и предложения уплатить налоговые санкции за неуплату НДС, доначисленного по основаниям, установленным в пунктах 1.1 - 1.6 мотивировочной части решения, в размере 481 186,58 руб.;
- пункта 2 и пункта 4.3 резолютивной части решения в части уплаты пеней по НДС в размере 422 622,14 руб.
Решением от 24.03.2009 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 25.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 24.03.2009 Арбитражного суда Томской области и постановление от 25.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Налоговый орган полагает, что судами при принятии судебных актов неправильно применены нормы материального права, регламентирующие порядок предоставления налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, а также статья 112 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки общество с ограниченной ответственностью "Сибгазснабсервис" по вопросам правильности исчисления, полноты своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество, транспортного налога, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, а также налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 по 21.07.2008, составлен акт от 04.09.2008 N 5751, на основании которого налоговым органом принято решение от 09.10.2008 N 6333 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое было частично обжаловано обществом в УФНС России по Томской области путем подачи апелляционной жалобы.
Решением УФНС по Томской области от 03.12.2008 N 438 решение налогового органа от 09.10.2008 N 6333 оставлено без изменения.
По эпизоду, связанному с отказом в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость и доначислении налога на добавленную стоимость, по мнению налогового органа, общество в нарушение статей 171, 172, 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации предъявило вычет по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 865 771,97 руб. по счетам-фактурам: N 08 от 31.01.2007, N 28 от 31.03.2007, N 40 от 30.04.2007, N 46 от 31.05.2007, N 52 от 30.06.2007, N 64 от 31.07.2007, N 76 от 31.08.2007, N 90 от 30.09.2007, N 98 от 31.10.2007, N 112 от 30.11.2007, поскольку продавцом является ООО "Сибгазснабсервис" ИНН 7024016316, а покупателем - ООО "Сибгазснабсервис" (совместная деятельность) ИНН 7024016316.
Не согласившись с решением налогового органа от 09.10.2008 N 6333 в обжалуемой части, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Пунктом 2 статьи 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. Исходя из пункта 1 статьи 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации при ведении общих дел каждый товарищ в праве действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества.
На основании статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации (действующей в редакции до вступления в силу Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ) в целях настоящей главы ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 146 Кодекса, возлагается на участника товарищества, которым являются российская организация либо индивидуальный предприниматель (далее в настоящей статье - участник товарищества). При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные настоящей главой.
Пунктом 3 статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый вычет по товарам, работам, услугам, приобретенным в рамках договора простого товарищества, предоставляется только участнику товарищества, ведущему общие дела.
При рассмотрении спора арбитражными судами установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Сибгазснабсервис" является участником договора простого товарищества от 15.07.1999, заключенного с ФГУП "Сибирский химический комбинат" и ООО "Промышленные технологии" (с учетом дополнительного соглашения от 24.07.2003 N 3). В соответствии с пунктом 3.1 договора от 15.07.1999 на ООО "Сибгазснабсервис" возложено управление общими делами по совместной деятельности; ООО "Сибгазснабсервис", являясь лицом, которое в силу заключенного договора ведет общие дела товарищей, выступает от имени товарищества в гражданско-правовых отношениях; обществом по спорным счетам-фактурам приобретались услуги простому товариществу по эксплуатации газопровода и транспортировке газа в рамках договора простого товарищества; данные счета-фактуры зарегистрированы в установленном порядке в книге покупок, имеют информацию о наименовании, описание выполненных работ (оказанных услуг); сделки оформлены соответствующими актами о выполнении услуг.
Поскольку договором простого товарищества от 15.07.1999 управление общими делами по совместной деятельности возложено на общество, которое приобретало услуги во исполнение договора простого товарищества и в рамках возложенной на него обязанности по ведению дел товарищества, арбитражные суды пришли к правильному выводу о наличии у ООО "Сибгазснабсервис" права на налоговый вычет в силу статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод налогового органа о том, что выставление счетов-фактур, в которых продавцом и покупателем выступает ООО "Сибгазснабсервис", является неправомерным, был предметом исследования суда и ему дана надлежащая правовая оценка.
При этом суды исходили из того, что ООО "Сибгазснабсервис", являясь участником договора простого товарищества, ведущим совместные дела, в гражданско-правовых отношениях фактически выступает в двух качествах: как лицо, ведущее общие дела и бухгалтерский учет общего имущества всех товарищей (статьи 1043, 1044 Гражданского кодекса Российской Федерации); как самостоятельный хозяйствующий субъект, реализующий права и обязанности соответствующие целям его деятельности (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общество выступает с одной стороны субъектом, оказывающим услуги простому товариществу, с другой стороны, представителем получателя услуг - простого товарищества.
Судами отмечено, что характер отношений между указанными субъектами соответствует порядку, установленным гражданским законодательством, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иным правовыми актами. Запретов участникам простого товарищества вступать в гражданско-правовые отношения с товариществом гражданское законодательство не содержит.
Так, при вступлении ООО "Сибгазснабсервис" в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта в отношения с простым товариществом, не являющемся юридическим лицом, организация-налогоплательщик обязана оформлять первичные бухгалтерские документы и в случаях, предусмотренных законом, выставлять счета-фактуры. Поскольку указанные хозяйственные отношения допускаются гражданским законодательством, что не оспаривается налоговым органом, то налоговые отношения должны быть оформлены в соответствии с существующими гражданско-правовыми отношениями.
Таким образом, арбитражные суды пришли к правильному выводу, что отказ в предоставлении права на вычет по налогу на добавленную стоимость, доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 2 865 771,97 руб., соответствующих пеней и штрафа является неправомерным.
Довод налогового органа о неприменении инспекцией в отношении ООО "Сибгазснабсервис" в ходе проверки смягчающих обстоятельств, поскольку налогоплательщик не воспользовался своим правом на обращение к налоговому органу с таким заявлением, был предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка.
Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, отсутствие заявления налогоплательщика о применении смягчающих вину обстоятельств не свидетельствует об отсутствии установленной Налоговым кодексом Российской Федерации необходимости в установлении данных обстоятельств.
Кроме того, обязанность налогоплательщика самостоятельно предоставить документы, подтверждающие наличие смягчающих ответственность обстоятельств Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена, так как исследование данного вопроса при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности возлагается на налоговый орган (суд), и при необходимости данные органы вправе истребовать, подтверждающие те или иные обстоятельства, документы.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о применении налоговым органом достаточных мер для установления смягчающих ответственность обстоятельств.
В качестве смягчающих ответственность обстоятельств суд первой инстанции установил: тяжелое финансовое положение; совершение правонарушения впервые; наличие действий, направленных на устранение последствий налогового правонарушения; цели и задачи, вид деятельности данной организации, относящейся к социально-значимой деятельности, которые имели место при принятии решения налогового органа.
Выводы арбитражных судов основаны на исследовании всех имеющихся материалов дела и соответствуют нормам налогового права, а также положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговый орган обязан документально доказать основания и законность принятых ненормативных актов.
Арбитражными судами были полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, дана им надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.03.2009 Арбитражного суда Томской области и постановление от 25.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-159/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 августа 2009 г. N Ф04-4603/2009(12011-А67-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании