Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 августа 2009 г. N Ф04-4269/2009(10671-А27-17)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги (далее - ОАО "РЖД") обратилось с иском к открытому акционерному обществу "Угольная компания "Южный Кузбасс" (далее - ОАО "УК "Южный Кузбасс") о взыскании 222 925 руб. штрафа за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона по статье 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Решением от 22.01.2009, оставленным без изменения постановлением от 06.05.2009 апелляционной инстанции, с ответчика в пользу истца взыскано 90 000 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Заявитель в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований. Считает, что истцом не доказан факт превышения грузоподъемности (перегруза) вагона, так как при взвешивании вагона с грузом не учитывалась погрешность весов, в этой связи судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Истец в отзыве на кассационную жалобу, указывая на несостоятельность доводов заявителя, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Как следует из материалов дела, 07.11.2007 по железнодорожной накладной N ЭИ 781458 в вагоне N 60831062 (трафаретная грузоподъемность 65 тонн) грузоотправитель - ОАО "Угольная компания "Южный Кузбасс" отправил со станции Кийзак Западно-Сибирской железной дороги до станции Мурманск Октябрьской железной дороги 64800 кг угля каменного марки Т-тощий.
В пути следования на станции Беломорск Октябрьской железной дороги 21.11.2007 при контрольном перевешивании вагона на тензометрических вагонных весах, приписанных к железной дороге, перевозчиком обнаружен перегруз против трафаретной грузоподъемности на 1200 кг, против документа - 1400 кг, о чем составлен коммерческий акт N ОКТ 0702246/81 и акт общей формы N 7050.
Истец на основании статьи 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) начислил штраф в размере 222 925 руб. за перегруз вагона и 29.08.2008 направил ОАО "УК "Южный Кузбасс" уведомление об уплате указанной суммы.
Неисполнение ответчиком обязанности по уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражения против иска мотивированы тем, что истцом не доказано превышение грузоподъемности вагона.
Суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из того, что истец доказал указанный им в исковом заявлении факт перегруза вагона. Правомерно счел, что представленные в обоснование иска акты (общей формы и коммерческий) оформлены надлежащим образом в соответствии с установленным порядком. При этом правильно руководствовался действующими правовыми нормами, в частности - утвержденными приказами МПС от 18.06.2003 N 43, N 45 Правилами, регулирующими отношения при перевозках грузов железнодорожным транспортом, и положениями статьи 102, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав). Обоснованно уменьшил размер взыскания (штрафа) в соответствии с требованиями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционная инстанция в достаточно полной мере и всесторонне исследовала материалы дела и доводы сторон, в том числе - аналогичные изложенным в кассационной жалобе, дала им правильную, соответствующую обстоятельствам дела и закону, оценку. Полностью соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела коммерческий акт и акт общей формы, а также паспорта тензометрических вагонных весов, правомерно указала, что требования, предъявляемые к расхождениям в результатах измерений массы груза, перевозчиком соблюдены. Поскольку проведение перевески вагона осуществлено перевозчиком в соответствии с требованиями Рекомендаций "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Порядок определения предельных расхождений в результатах измерений массы на станциях назначения и в пути следования" МИ 2815-2003, обоснованно отклонила доводы ответчика о нарушении истцом указанных требований при контрольном перевешивании вагона и недоказанности факта превышения грузоподъемности вагона.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы заявителя, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся обоснованными и законными, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.01.2009 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 06.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-15894/2008-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 августа 2009 г. N Ф04-4269/2009(10671-А27-17)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании