Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 августа 2009 г. N Ф04-4687/2009(12246-А03-17)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 мая 2010 г. по делу N А03-14703/2008
Заместитель прокурора Алтайского края обратился с иском к администрации города Рубцовска (далее - администрация) и муниципальному унитарному предприятию "Служба градостроительного кадастра" (далее - МУП "Служба градостроительного кадастра", предприятие) о признании недействительным заключенного между ответчиками договора от 01.10.2007 N 103 на выполнение работ по формированию земельных участков и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Решением от 27.02.2009, оставленным без изменения постановлением от 12.05.2009 апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены.
Заявитель в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты и отказать в иске. Считает, что судом нарушены нормы материального права, в частности - положения статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Истец в отзыве на кассационную жалобу, указывая на несостоятельность доводов заявителя, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал изложенные в отзыве доводы в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключенным 01.10.2007 между ответчиками договором на оказание услуг N 103 администрацией (заказчик) поручено предприятию (исполнитель) выполнение землеустроительных работ: формирование земельных участков, состав которых содержится в техническом задании комитета администрации города по архитектуре и градостроительству, согласно приложению N 1 к настоящему договору. Источник финансирования работ: средства городского бюджета. Приемка и оценка выполненных работ определяется техническим заданием. В приложении N 1 содержится техническое задание на выполнение работ по формированию 5 земельных участков для жилищного строительства. Установлены основные требования, которые заключаются в том, что участки должны быть сформированы в соответствии с положениями статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации; для подготовки технических условий на инженерное обеспечение эксплуатационные показатели объектов следует определить на основе строительных каталожных листов типовых проектов применительно к объекту, размещаемому на формируемом земельном участке. Перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче исполнителем заказчику, включает в себя кадастровый план земельного участка, технические условия на инженерное обеспечение объекта, сведения о наличии инженерно-строительных изысканий на формируемом участке или на прилегающей территории с указанием изыскательской организации, реквизитов отчета и года производства изысканий, градостроительный чертеж земельного участка, копию фрагмента проекта детальной планировки, проекта застройки района расположения формируемого участка (при наличии). Приложением N 2 к договору определена стоимость работ, составляющая 50 000 руб. Договор исполнен обеими сторонами.
Согласно пункту 2.17 Положения о комитете администрации г. Рубцовска по архитектуре и градостроительству, утвержденного постановлением главы администрации г. Рубцовска от 24.05.2006 N 1406, комитет вправе привлекать МУП "Служба градостроительного кадастра" для оказания услуг по заявлениям юридических и физических лиц, связанных с подготовкой технической документации по выбору и предоставлению земельных участков для строительства объектов капитального строительства и установки временных сооружений, материалов предварительного согласования реконструкции объектов, размещения реклам, землеустроительных и топографических и других работ по утвержденным расценкам.
Вступившим в законную силу решением Рубцовского городского суда от 21.07.2008 пункт 2.17 Положения о комитете администрации г. Рубцовска по архитектуре и градостроительству, предусматривающий передачу части полномочий органа местного самоуправления коммерческому предприятию МУП "Служба градостроительного кадастра", которые предприятие выполняло за плату, признан незаконным с момента его утверждения.
Истец, полагая, что предприятие за плату выполнило действия, относящиеся к полномочиям органа местного самоуправления, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Возражения против иска мотивированы тем, что оспариваемый договор заключен во исполнение администрацией города Рубцовска городской целевой Программы "Улучшение жилищных условий населения в городе Рубцовске на период до 2010 года", принятой 22.06.2006 решением N 377 Рубцовского городского совета депутатов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что спорным договором в нарушение закона муниципальное предприятие фактически наделено полномочиями органов местного самоуправления, а договор противоречит уставной деятельности муниципального предприятия в части предоставления услуг по формированию земельных участков за плату. Со ссылкой на положения статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел, что поскольку спорный договор заключен ответчиком на основании пункта 2.17 Положения N 1406, признанного незаконным и недействующим с 24.06.2006, данный договор является не соответствующим закону.
Апелляционная инстанция, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, ссылаясь на положения статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, указала, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, включая стадию проведения работ по формированию земельных участков, относится к компетенции органов местного самоуправления. В связи с этим, с учетом вступившего в законную силу решения от 21.07.2008 Рубцовского городского суда Алтайского края, пришла к выводу, что оспариваемый истцом договор не соответствует требованиям закона.
Вместе с тем выводы суда о несоответствии оспариваемого договора действующим правовым нормам представляются преждевременными.
Обе судебные инстанции, принимая во внимание недействительность пункта 2.17 Положения о комитете администрации г. Рубцовска по архитектуре и градостроительству, утвержденного постановлением главы администрации г. Рубцовска от 24.05.2006 N 1406, не исследовали вопроса - каким образом этот пункт соотносится с оспариваемой сделкой, которая не содержит ссылки на него. При этом не дали оценку доводам администрации со ссылкой на исполнение ею целевой Программы "Улучшение жилищных условий населения в городе Рубцовске на период до 2010 года", принятой 22.06.2006 решением N 377 Рубцовского городского совета депутатов, которой предусмотрена возможность подготовки документов о формировании земельных участков по договорам с организациями за счет средств бюджета города.
Суд, соглашаясь с мнением истца о несоответствии договора положениям действующих правовых норм, в частности - статей 29, 30, 30.1, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, не указал - какие именно пункты приложения N 1 к договору (технического задания) свидетельствуют о передаче администрацией властных полномочий по формированию земельных участков муниципальному предприятию, не дал им оценку с учетом доводов заинтересованных лиц.
Эти обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, могут быть проверены и оценены лишь при новом рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Учитывая изложенное, доводы заявителя заслуживают внимание. Содержащиеся в принятом по делу решении и постановлении выводы нельзя признать соответствующими фактическим обстоятельствам, что в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены этих судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать указанные выше обстоятельства, дать им оценку с учетом доводов сторон и представленных ими доказательств, а также - действующих правовых норм, на которые стороны ссылаются.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.02.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 12.05.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-14703/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 августа 2009 г. N Ф04-4687/2009(12246-А03-17)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании