Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 августа 2009 г. N Ф04-5083/2009(13207-А03-43)
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие Егорьевского района "Тепловые сети" (далее по тексту - МУП "Тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Егорьевского района Алтайского края (далее по тексту - администрация Егорьевского района) о признании недействительными распоряжений от 15.11.2005 N 186-р об изъятии из хозяйственного ведения МУП "Тепловые сети" имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Егорьевский район" балансовой стоимостью 2 972 981,73 руб. и остаточной стоимостью по состоянию на 01.11.2005 на сумму 2 192 343,73 руб. и передачу указанного имущества в муниципальную казну муниципального образования "Егорьевский район".
Кроме того, заявитель просит признать недействительным распоряжение администрации Егорьевского района от 17.11.2005 N 187/1-р об изъятии из хозяйственного ведения МУП "Тепловые сети" имущества муниципального образования "Егорьевский район" балансовой стоимостью 2 900006, 91 руб., остаточной стоимостью по состоянию на 01.11.2005 на сумму 50 000 руб. и передаче его в оперативное управление муниципальному казенному предприятию Егорьевского района "Мираж" (далее по тексту - МКП "Мираж").
Определениями арбитражного суда от 23.01.2009 и от 18.03.3009 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, крестьянское хозяйство "Наука", с. Сросты, (далее по тексту - КХ "Наука"), государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Егорьевском районе Алтайского края, с. Новоегорьевское, (далее по тексту - Учреждение), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю, г. Барнаул, (далее по тексту - Управление Росимущества по Алтайскому краю), муниципальное образование Новоегорьевский сельский Совета депутатов Егорьевского района Алтайского края" в лице администрации Новоегорьевского Сельсовета Егорьевского района Алтайского края, с Новоегорьевское, (далее по тексту - администрация Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района), отряд Государственной противопожарной службы N 17 МЧС Российской Федерации по Алтайскому краю, с. Новоегорьевское, (далее по тексту - отряд Госпожнадзора N 17).
Решением от 31.03.3009 Арбитражного суда Алтайсмкого края, оставленным без изменения постановлением от 15.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные МУП "Тепловые сети" требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе МУП "Тепловые сети" в лице конкурсного управляющего просит отменить принятые по делу судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права.
По мнению заявителя, вывод арбитражного суда об отсутствии доказательств, подтверждающих возникновение права у МУП "Тепловые сети" на хозяйственное ведение переданного имущества, является недостоверным.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц, не заявивших самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации, КХ "Наука", Управления Росимущества по Алтайскому краю, администрации Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района и отряда Госпожнадзора N 17 к началу судебного заседания не поступили.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва Учреждения, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что МУП "Тепловые сети" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.07.2004, что подтверждается свидетельством серии 22 N 001307543 о постановке на учет.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Устава МУП "Тепловые сети", утвержденного постановлением администрации Егорьевского района от 15.07.2004 N 110, целью создания настоящего предприятия является удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в оказании им качественных коммунальных услуг и получение прибыли, для чего МУП "Тепловые сети" осуществляет следующие виды деятельности: производство тепловой энергии котельными для отопления, горячего водоснабжения и других целей; распределение тепловой энергии по тепловым сетям среди потребителей (населения, промышленных предприятий, учреждений и др.).
Для осуществления уставной деятельности МУП "Тепловые сети" в хозяйственное ведение ему по акту передачи передано согласно перечню имущество, находящееся в муниципальной собственности.
МУП "Тепловые сети" обратилось к главе Егорьевского района с ходатайством от 15.11.2005 об изъятии у него основных средств, указанных в прилагаемом к ходатайству перечне, ранее переданных ему на праве хозяйственного ведения и находящихся на его балансе, поскольку данное имущество не используется им в процессе производства и у него отсутствуют возможности для его дальнейшего рационального использования (т. 1 л.д.108-111).
Распоряжением администрации Егорьевского района от 15.11.2005 N 186-р изъяты из хозяйственного ведения МУП "Тепловые сети" основные средства балансовой стоимостью 2 972 981,73 рубля, остаточной стоимостью по состоянию на 01.11.2005 на сумму 2 192 343,73 руб. и согласно перечня, переданы и включены в состав объектов муниципальной казны муниципального образования "Егорьевский район".
Распоряжением администрации Егорьевского района от 17.11.2005 N 187/1-р изъятая из хозяйственного ведения МУП "Тепловые сети" муниципальная собственность муниципального образования "Егорьевский район" балансовой стоимостью 290 006,91 рубля, остаточной стоимостью по состоянию на 01.11.2005 на сумму 50 000 руб. согласно перечня данного имущества, передана в оперативное управление МКП "Мираж".
Решением от 24.09.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3253/2008 МУП "Тепловые сети" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство и назначен конкурсный управляющий.
Конкурсный управляющий МУП "Тепловые сети", считая распоряжения администрации Егорьевского района от 15.11.2005 N 186-р и от 17.11.2005 N 187/1-р незаконными, нарушающим права и интересы кредиторов МУП "Тепловые сети", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, а Седьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение арбитражного суда, исходили из того, что оспариваемые заявителем ненормативные правовые акты не нарушают права и законные интересы МУП "Тепловые сети" и заявителем не представлено доказательств возникновения у него права хозяйственного ведения на изьятое имущество, а также отсутствие причинно-следственной связи между принятыми распоряжениями администрации Егорьевского района и наступившей неплатежеспособностью МУП "Тепловые сети".
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанции законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право муниципальной собственности Егорьевского районного муниципального образования на спорное имущество не оспаривается заявителем.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно статьям 2 и 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника.
Пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу статьи 4 вышеуказанного Федерального закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает государственную регистрацию права хозяйственного ведения на недвижимые вещи в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии государственной регистрации за МУП "Тепловые сети" права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимости и такие доказательства не представлены заявителем жалобы.
Из правового анализа положений пункта 1 статьи 295, пункта 3 статьи 299, пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что нормами действующего законодательства предусмотрена возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что прекращение права хозяйственного ведения на часть имущества, переданного МУП "Тепловые сети", произошло на основании ходатайства МУП "Тепловые сети" от 15.11.2008 об отказе от права хозяйственного ведения на имущество и данный отказ принят.
Исходя из установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, которым дана правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ от имущества, переданного МУП "Тепловые сети" на праве хозяйственного ведения, является законным основанием прекращения права хозяйственного ведения на данное имущество.
Кроме того, МУП "Тепловые сети" не зарегистрировало в установленном законом порядке право хозяйственного ведения на переданное ему недвижимое имущество, в связи с чем у данного предприятия не возникло права хозяйственного ведения на данное имущество.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 по делу N 10984/08 определена правовая позиция по применению норм права, регулирующих отношения, связанные с изъятием собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения. Согласно данной позиции заявленное предприятием в лице конкурсного управляющего требование подлежит рассмотрению по правилам искового производства, а не как требование о признании недействительным ненормативного акта, что следует из заявления конкурсного управляющего МУП "Тепловые сети".
С учетом изложенного, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований конкурсного управляющего МУП "Тепловые сети" в рамках заявленных требований.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе о незаконном изъятии у МУП "Тепловые сети" имущества, находившегося у него на праве хозяйственного ведения и переданного в муниципальную собственность Егорьевского района, противоречат материалам дела, были предметом исследования и оценки арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, давших им правильную оценку.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по переоценке выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежит взысканию в доход федерального бюджета с МУП "Тепловые сети" как заявителя кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку последнему была предоставлена отсрочка в ее уплате.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.03.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 15.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-14456/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Егорьевского района "Тепловые сети" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 августа 2009 г. N Ф04-5083/2009(13207-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании